Другая реальность. Авангард - сложная живопись

   
   

Стремясь возродить в России искусство авангарда, в 1948 году Элий Белютин создал независимую студию, ставшую базовой для художественного направления «Новая реальность», которую затем окончили сотни художников и архитекторов.

Пишите не то, что видите…

«Новая реальность», по словам патриарха российского авангарда Аристарха Лентулова,  - это реальность внутренней жизни индивидуума - разнообразной, сложной и противоречивой. «И сам Белютин, и «белютинцы» стремились отображать именно  эту реальность, а не множить на своих холстах механические копии окружающего мира», - отмечают организаторы выставки. - Не случайно творчество Белютина развивалось под влиянием школы Поля Сезанна, «осердеченного» отечественным искусством, и затем, через преодоление фигуративности Пабло Пикассо - к бескомпромиссному авангарду монументальной живописи, к модульной пластичности прихотливых художественных форм, делающих его творчество весьма непростым для неподготовленного восприятия».

«Пишите не то, что видите, - учил Элий Белютин в созданной им «теории всеобщей контактности», - а что испытываете. Создавайте не подобие предмета, но всю сложность переживаний, которыми вы в данный момент охвачены».

После печально известной «бульдозерной выставки» и разгромной критики выставки русского авангарда в Манеже в 1962 году «белютинцы» были вытеснены из официальной художественной жизни. Деятельность «Новой реальности» полуподпольно продолжалась на даче Белютина в Абрамцеве. И только в 1991 году в Центральном выставочном зале (Манеже) состоялась огромная выставка русских авангардистов.

Теория всеобщей контактности

   
   

Живопись и графика, составившие экспозицию в Ивановском филиале РФК, ёмко отражают «теорию всеобщей контактности», созданную Белютиным. «Я стремлюсь создать своего рода художественную гранулу, которая могла бы сообщить зрителю то, что мне пришлось испытать, - говорил о своих беспредметных работах художник. - Эта гранула и есть практически код, который должен не зашифровывать чувства и переживания, а наоборот - их раскрыть, как бы вывернуть наизнанку с предельной откровенностью. Подобные решения, которые вызывают не только активное художественное действие, но и соучастие в этом действии зрителя, я назвал модулями».

Помимо ярких и загадочных «модулей», в нынешней ивановской экспозиции представлены также личные вещи авангардиста, альбомы о его творчестве, сборники стихов и книги по теории искусства. 

Примечательно, что все свои работы Белютин завещал в дар российским музеям. В частности, они сегодня хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Центре Жоржа Помпиду в Париже. Некоторые из них есть и в музеях Ивановской области.

Выставка «Другая реальность» продлится до 7 марта.