За это время зрители увидели на экране 97 разноплановых фильмов, повествующих о любви, предательстве, доброте и самопожертвовании. Работы были настолько хороши, что до самого закрытия будоражила мысль - кому же достанется главный приз фестиваля…
Как в «старые» времена
Помимо конкурсного кино, в Суздале прошли программы, посвящённые дебютным и студенческим фильмам, сериалам и прикладной анимации. Любопытно, что в рамках фестиваля зрителям показали ретроспективы итальянской анимации и «Союзмультфильма», отметившего своё 80-летие. Работы мультипликаторов оценивало жюри, в состав которого вошли: режиссёры Алексей Дёмин, Олег Ужинов и Софья Кравцова, художник Игорь Макаров и певец-бард Сергей Никитин. По единогласному мнению, главный приз XXI Открытого Российского фестиваля анимационного кино получила работа ветерана анимации Игоря КОВАЛЁВА под романтическим названием «До любви». Выросшие в СССР наверняка помнят его шедевры, ставшие со временем классикой, - «Пластилиновую ворону», «Как казаки на свадьбе гуляли», «Приключения капитана Врунгеля», «Следствие ведут Колобки» и другие. Новый фильм Игоря Адольфовича рассказывает об одиночестве, непонимании и разобщённости людей в современном мире. Эта тема особенно близка жителям крупных городов и мегаполисов. В современном потребительском мире люди извратили понятие любви, подменив его фальшью и эгоизмом - порой, идя на поводу своих желаний, человек способен на всё, даже на убийство. У настоящего же чувства нет ни ревности, ни жестокости, ни маниакальности…
Ожившие истории
Представленные в конкурсной программе мультфильмы сложно назвать детскими, в каждом из них скрываются зерно мудрости, нотка юмора, а где-то ирония. Например, спецприз «За юмор и авантюризм» достался режиссёру Антону ДЬЯКОВУ за сатирическую ленту «Питон и сторож», рассказывающую о неожиданной дружбе охранника зоопарка и змеи (плюс приз гильдии киноведов и кинокритиков). Диплом в категории «Лучший студенческий фильм» с формулировкой «за превращение трагедии в балаган» достался Евгению ФАДЕЕВУ за его юмореску «Гамлет. Комедия» - «На серьёзный спектакль пришли дети со строгой учительницей. Детей спектакль не занимает, они отвлекаются и хулиганят. Всё оборачивается «катастрофой»». Приз в категории «Лучший полнометражный фильм» достался ленте Алексея ЦИЦИЛИНА «Снежная королева-2: Перезаморозка». А лучшей короткометражкой стала работа «Мама-цапля» Марины КАРПОВОЙ, в сюжете - история болотной птицы, собравшей под свои крылья брошенных маленьких зверят. Диплом «за лёгкость и ажурность» получила короткометражка Натальи ЧЕРНЫШЁВОЙ «Паутинка». Кстати, особо жюри отметило фильм Дины ВЕЛИКОВСКОЙ «Кукушка» - «За создание сложного женского образа». Лучшей работой в прикладной анимации назван проект большого коллектива авторов «Совы нежные». Приз в категории «Лучший сериал» присудили Алексею МИРОНОВУ за эпизод «Лучшее место в мире» из сериала «Ми-ми-мишки». Приз за лучший фильм для детей получила Полина МИНЧЕНОК за ленту «Морошка» - добрую историю о том, как одна маленькая девочка не испугалась страшного волка, а подружилась с ним, вылечила его больную лапу, научила есть блины и морошку вместо овец. Ну, а лучшим дебютантом признали Георгия БОГУСЛАВСКОГО за фильм «Корабли прошлых лет», рассказывающий о старом капитане и его загадочном последнем плавании.
Комментарий
ГЕРАСИМОВ, директор Открытого Российского фестиваля анимационного кино:
- Нас часто спрашивают: почему именно Суздаль, почему Владимирская область? Вы верите в любовь с первого взгляда? Для нас первый фестиваль, проведённый здесь 15 лет назад, стал началом большой взаимной любви. Многие наши инициативы по популяризации отечественной анимации проходят «обкатку» на владимирских просторах. Например, в этом году мы опробовали новый принцип показов. Вместо того, чтобы вырывать детей из школ и организовывать их выезды на показы, мы сами приезжали к ним с фильмами. Были задействованы 30 школ области и даже детские сады.