Во благо туристов. ВСМЗ нужны кадры, площади и туалеты

   
   

Одна из них обусловлена действующим с 2010 года 327 федеральным законом, определяющим порядок передачи церковного имущества РПЦ. В ведении ВСМЗ в настоящее время – 73 объекта и 30 из них имеют религиозное значение.

На встрече с прессой, прошедшей 7 июня, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Игорь Конышев, предваряя вопросы журналистов, заявил, что он – не сторонник передачи церкви культовых зданий, представляющих большую историческую ценность.

«Закон не прост для музейщиков, он носит уведомительный характер. Оснований для отказа там очень мало, если здание носит культовый характер и назначение, то отказа быть не может. Это очень сильно волнует жителей Владимирской области и музейщиков России, - прокомментировал руководитель ВСМЗ сложившуюся в отрасли ситуацию».

Кстати, о концепции развития одного из ведущих в стране музейного комплекса, познакомиться с которой рассчитывали представители СМИ, - в протокол майского совещания в Минкульте, о котором, собственно и планировал рассказать прессе Игорь Конышев, внесён пункт, предписывающий музейщикам разработать проект основополагающего документа, провести его общественное обсуждение, вынести на рассмотрение Союза музеев России и до конца года представить в Минкульт.

Руководство музея рассчитывает на заинтересованное участие в работе над стратегией развития ВСМЗ общественных организаций и граждан, неравнодушных к будущему «жемчужины «Золотого кольца». Самый популярный маршрут внутреннего туризма, отмечающий в этом году 50 лет, начинался, как известно, в Суздале. В этой связи Игорь Конышев надеется на юбилейный подарок – несколько туалетов в популярных у туристов местах. На 1,1 миллиона человек, посетивших Владимиро-Суздальский музей-заповедник в 2016 году, суммарно не наберётся и десятка санитарно-гигиенических объектов.

   
   

«С туалетной темы съехать не удастся», – мрачно констатировал Игорь Конышев, отвечая на вопросы журналистов о коллизии с туалетной кабиной на территории музейного комплекса в Кидекше. О сооружении «без архитектурных излишеств», внезапно возникшем возле объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, – Борисоглебской церкви 1152 года, вызывавшей бурную реакцию в СМИ, руководитель музея ответил коротко: привезли-выгрузили-получили предписания - убрали.

И хотя Игорь Валерьевич назвал туалетный модуль «фантомом», но это вполне материальный объект, работающий от электросети, с двумя кабинами, одна из которых приспособлена для маломобильных групп населения. К тому же отсутствие обязательных удобств – не решение проблемы. Конышев это понимает: «Здесь проходит 20 тысяч человек, в основном летом, в сжатые сроки. Счастливые туристы приезжают посмотреть на первое белокаменное здание домонгольского периода восточной Руси. Красота неописанная, но тут-то их подстерегают разные неожиданности. Они знакомятся с ними, и потом мы эти красоты всем автобусом отмываем от этих неожиданностей. Ну, стыдно, просто стыдно». Где появится пресловутая кабина? «…там, где инспекция пальцем покажет», - таким был ответ.

Деликатная тема становится тем более актуальной, чем больше поток индивидуальных туристов приезжает в регион.

Игорь Конышев характеризует туристов, путешествующих самостоятельно, как более взыскательных, требовательных к сервису, качеству еды, к культуре обслуживания, с которым сложнее работать.

Всё больше путешествуют по родной стране и люди с ограниченными возможностями. Но ни в одном историческом здании музея нет лифта. Хотя примеры реновации старинных зданий с формированием комфортной среды есть. И владимиро-суздальские музейщики

готовы перенимать положительный опыт, хотя и осознают, с какими трудностями могут столкнуться.

Одна из острейших – недостаток музейных площадей. В Палатах, одном из самых современных и просторных зданий музея невозможно организовать сквозные экскурсионные маршруты – часть площадей занята под фондохранилище, мастерские, кабинеты сотрудников. При этом министерство культуры требует повышения эффективности использования музейных площадей – это один из оценочных критериев работы. Сравните цифры: при общей площади Успенского собора в 712,8 кв. м. в год здесь бывает более 103 тысяч человек, в Палатах на 6207 кв. м. принимают 40 тысяч посетителей. Вывод – надо расширяться. Подходящую площадку музейщики присмотрели – Арт-дворец во Владимире (бывший ДКиТ завода «Точмаш»). 8 тысяч кв. м., современные помещения, где можно разместить фонды, научно-исследовательскую базу, реставраторов.

Еще один «скрытый резерв» - хозяйственные постройки в имении Храповицкого. В Муромцево сейчас ведут работы по расчистке территории, проводят экскурсии, но полностью жилым этот объект назвать нельзя. Масштабы работ гигантские, поэтому руководство музея планирует разбить их на этапы. К примеру, в хозяйственных постройках устроить хранилище деревянных экспонатов из всех экспозиций ВСМЗ. Речь не идёт об ансамбле музея деревянного зодчества, это самая популярная у туристов экспозиция, что ещё раз доказывает: интерактив и событийные продукты в тренде у путешественников. Как сказал Игорь Конышев, ВСМЗ готовит проект заявки на получение президентского гранта - на реставрацию этого объекта.

«Самое интересное – это деньги», - признаётся директор ВСМЗ. Для того, чтобы больше зарабатывать, нужно создавать новые привлекательные сервисы, а для того, чтобы…

И всё-таки реновация сооружений, изменение формата экскурсионного пространства, внедрение новых технологий – это требование рынка. Не полная диверсификация, чего боятся хранители традиций, но уход от монопрофильной структуры, обновление выставочных пространств.

К сентябрю в музее планируют запустить автоматизированную билетную систему с современным программным обеспечением, позволяющим передавать в Минкульт он-лайн информацию о проданных билетах, а позже подумать о формировании единого билета на несколько экспозиций со скидками и льготами для детей.

Планирует музей и расширение географии присутствия. Возможность включения в состав ВСМЗ Гороховецкого историко-архитектурного музея необходимо проработать совместно с администрацией области до 1 сентября. Архитектурный комплекс старинных купеческих домов, включенных, по словам Конышева в шорт-лист ЮНЕСКО, удивительный ландшафт этих мест, река – это возможность для разработки новых туристических продуктов.

К сентябрю же во всех музейных объектах могут появиться таблички на китайском языке. И это ещё один тренд.

«Если вы бывали в Суздале в будни, то заметили, что там нет туристов. Кроме морозостойких китайских. А китайцы любят эту специфику, и даже если холодно, то им не так морозно в силу того, что в Суздале есть определенная «специфика», а китайцы любят её, потому что самый крепкий китайский напиток из этой категории составляет 57 градусов. Поэтому они достойно оценивают те предложения, которые формирует Суздаль. А нам важно, чтобы им понравилось, и они об этом рассказали друзьям»,- Игорь Конышев уверен, что гости из Поднебесной, всё больше путешествующие индивидуально, заметно увеличат турпоток в регион.

Недавно Конышев возглавил Совет туристической ассоциации «Мир без границ», профессионального объединения в сфере российско-китайского туризма.

«Перезагрузка» музея диктует и иные подходы к кадрам. Сейчас в штате ВСМЗ 5 человек в возрасте до 25 лет. Руководство музея декларирует намерение добиваться

«непрерывности уникальных компетенций», сохранять преемственность традиций и знаний, но при этом идти по пути омоложения кадров. Планируют заинтересовывать выпускников из профильных вузов, создавать волонтёрские группы из студентов, увлечённых историей родного края, попутно решая проблему удержания молодёжи в регионе.