Школьники не готовы к экзамену по сочинению – преподаватели литературы

Это сделано «исходя из необходимости повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы и необходимости учета при оценке степени освоения соответствующей образовательной программы полного общего образования». Сочинение нужно будет не только написать, но и защитить публично.

   
   

Несмотря на то, что в целом идею возвращения сочинения в качестве экзамена в обществе восприняли очень хорошо, преподаватели русского языка и литературы владимирских школ и вузов обеспокоились не на шутку. По их словам, дети совершенно не готовы к написанию сочинения, и если изменения в ЕГЭ вступят в силу уже с этого года, то для многих выпускников это может стать настоящей драмой.

Хорошо, но не вовремя

- Пока неизвестно, в каком виде будет проходить написание сочинения и его защита, но мы за его введение. Лишь бы нововведения не последовали в этом году, поскольку нынешние выпускники к ним абсолютно не готовы. Они ориентированы на написание эссе, - говорит учитель русского языка и литературы, замдиректора по учебно-воспитательной работе школы №2 Марина Малеева.

По ее словам, чтобы подготовить детей к сочинению требуется не один год, так что теперь надо возвращаться к истокам и переписывать всю школьную программу. Нынешняя - выстроена таким образом, что сочинению почти не уделяется внимания, а часы, отведенные на изучение литературы по сравнению с прошлыми годами, сократились в несколько раз. Так, например, в среднем звене сейчас всего два часа литературы в неделю, в старших классах – три часа, притом, что раньше еженедельно было шесть уроков литературы.

Марина Анатольевна говорит, что нужно вводить занятия по развитию речи и обучать детей писать сочинение.

- В короткие сроки подготовиться к сочинению сможет только хорошо мотивированный ребенок. Но таких – единицы. И в целом результаты экзаменов окажутся не слишком хорошими, - уверена завуч.

   
   

Она также отмечает, что подготовка необходима не только ученикам, но и учителям, которые уже несколько лет работают по совершенно иным стандартам, и которым также требуется время, чтобы заниматься по новой программе.

Марину Малееву поддерживает и ее коллега, директор школы №8 Ирина Малахова. Она отмечает, что очень важно учить детей писать сочинение, поскольку эту развивает мышление, речь, умение излагать свои мысли. Плюс – дети действительно стали меньше читать, ограничиваются кратким изложением содержания книги, найденным в Интернете, либо просмотром фильма.  Написание сочинение предполагает более глубокое знание произведения и читать придется. Другое дело, что спешить с изменениями не стоит. Иначе по традиции вместо «как лучше», получится «как всегда».

- Дети не в состоянии записать лекцию. Они не успевают конспектировать материал, потому что не умеют перерабатывать информацию и преобразовывать устную речь в письменную. А этому учит, в том числе, и сочинение, - констатирует декан филологического факультета ВлГУ Марина Артамонова.

То, что современные студенты-филологи не могут ясно выразить свою мысль, сегодня уже не удивляет преподавателей. Они с сожалением отмечают, что нынешнее поколение их воспитанников не такое читающее, думающее и развитое по сравнению с теми, кто учился лет 8-10 назад. Да, у ребят хорошие мозги, да они поддаются обучению, но им не хватает общего уровня подготовки.

- Очень хорошо, что к ЕГЭ теперь добавится сочинение, но, к сожалению, все нововведения, которые у нас случаются, случаются не вовремя. Школа готовит в одном направлении, потом в середине года курс резко меняется. Подготовка к написанию сочинения должна быть системной, и не с нуля. Дети учатся писать его еще с начальной школы. А современная система образования сочинение практически вытравила, - подытожила Марина Владимировна.

«Проскочить» сочинение

Согласно распоряжению президента, новые образовательные стандарты, которые в очередной раз изменят подход ко всей системе обучения русскому языку и литературе,  должны разработать до 1 марта 2014 года. Пока неизвестно, как будет проходить сама защита сочинения. Очевидна только цель – выпускникам предстоит аргументировано и логично изложить свою точку зрения по конкретной теме. А сделать это можно только в том случае, если работа написана самостоятельно, а не бездумно списана из Интернета.

Владимирские выпускники этого года новость о добавлении к ЕГЭ сочинения восприняли не слишком радостно и искренне надеются, что новые требования к экзаменам вступят в силу не с этого года, чтобы успеть их «проскочить».

Результаты ЕГЭ по русскому языку улучшаются год от года

Результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку улучшаются год от года, отмечают в департаменте образования Владимирской области, ссылаясь на данные Рособрнадзора. Здесь отмечают, что, несмотря на то, что количество выпускников, сдавших тестирование по русскому языку на сто баллов в 2013 году, по сравнению с 2012 годом сократилось  (18 человек против 37), в целом в регионе выросло количество «высокобальников». Так, более 55 баллов набрали 77% учащихся, более 80 баллов – 17% учащихся.

Специалисты говорят, что результаты ЕГЭ по русскому намного лучше по сравнению с результатами ЕГЭ по математике. Так, например, в этом году 158 выпускников области покинули школьные стены без аттестата о полном среднем образовании, потому что провалили экзамены по обязательным предметам. При этом с тестированием по двум обязательным предметам не справился 31 ребенок. Экзамен по русскому не смогли пересдать восемь человек, а по математике – 119 выпускников.