Учительница иностранного языка воспитывает в детях патриотизм

Фото: Ирины Швец

Прекрасно владея английским, тем не менее, учительница несёт в массы Шиллера, Гёте, классику французского кинематографа – всё то, что незаслуженно забыто приверженцами «америкосов». Её уроки превращают иностранный язык в понятный, близкий и живой. Дети разыгрывают сценки, поют песни, играют, рисуют… Словом, учатся радостно, «взахлеб».

   
   

– После урока никак из класса не выгонишь, – в словах учительницы напускная строгость.

Недавно класс Анны Викторовны стал победителем в городском конкурсе «Лучший класс 2012 года» – школьники выиграли грант в 50 тысяч рублей. На эти деньги ребята уже съездили в Царицыно, а 2-го сентября ездили на Бородинское поле – на юбилей исторической битвы 1812 года.

– Мы с ребятами участвуем в разных конкурсах, охотно рассказывает учительница. – На «Лучший класс года» подавали заявку дважды. В 2008-ом завоевали победу в номинации «Самый дружный класс». А в 2010-м я стала лауреатом областного конкурса «Лучшие учителя России», получила диплом и денежную премию.

Кроме работы, есть увлечения. Но вязать, вышивать – это не для меня, очень плотный рабочий график. Вожусь с животными: у меня две собаки. В отпуске люблю путешествовать не только за границу, но и по России, узнавать новое.

Зачем мне немецкий?

Ей всегда дают классное руководство, несмотря на то, что уроки свои «иностранцы», как правило, ведут только у половины класса.

– Мы же не только на занятиях общаемся, много времени проводим вместе на внеклассных мероприятиях, классных часах… Да, за день их сто раз можно увидеть! – «оправдывается» педагог.

   
   

- «АиФ-Владимир»: Анна Викторовна, вопреки сложившемуся стереотипу, во второй школе немалой популярностью пользуется немецкий язык. Почему?

- Анна Зякина: У нас в школе созданы все возможности для изучения немецкого, английского, французского языков. Ребятам очень интересно изучать немецкий. Мы тесно сотрудничаем с институтом Гёте в Москве, который занимается поддержкой преподавания немецкого языка во всём мире, оказывает нам методическую поддержку, устраивает семинары. Преподаватели-немцы приезжают к нам, делятся опытом, привозят свои пособия. Всё настоящее, реальное, и поэтому детям интересно. Не какие-то выдуманные тексты, а подлинная печатная продукция – по ней дети изучают живой немецкий язык. На уроках мы пользуемся Интернетом, общаемся со сверстниками ребят, смотрим видео. Третий год подряд под эгидой школьного «Евроклуба» совершаем поездки за границу.

В эти летние каникулы я со своими учениками ездила во Францию и Германию. Оказавшись в Германии, наши дети убедились, что могут быть понятыми в этой стране, что здесь действительно говорят на языке, основы которого они изучили в своей школе. «А мне говорили, что весь мир общается на английском», – тут же, с ходу, одним из владимирских школьников миф об англоязычном господстве был развенчан.

Я рада, что с нами смогли поехать ребята даже из не очень обеспеченных семей. Всё-таки, для родителей это удовольствие недёшево, в районе 25 тысяч. Многие откладывают деньги целый год на загранпоездку для своего ребёнка.

Зато после знакомства со страной ни у одного ребёнка не возникает вопроса: «А зачем мне, жителю российского города, нужно знать, к примеру, немецкий?» Я помогаю детям изучать мой предмет не только ради языка, но и ради культуры и развития своего собственного интеллекта. Мы не узнаем своего родного языка, если не изучим иностранный. Изучая иностранный язык, ребёнок постигает свой. На уроках я всегда провожу параллели, например, между немецким и русским языками.

Дети и их любимая учительница - лучший класс 2012 года./ Фото: Ирины Швец 

Выбор в пользу России

- «АиФ-Владимир»: Скажите честно: у вас не было мысли остаться жить в Европе? Вы – молодая красивая женщина, со знанием трех иностранных языков, свободная, не обременённая семьей и собственными детьми, могли бы уехать жить за границу?

- А.З.:Нет, никогда у меня не возникало такого чувства. Наоборот. Даже когда была на стажировке в Германии, я поскорей хотела вернуться. Да, всё интересно, здорово, хорошо. Но домой-то тянет! Я понимаю, что там не смогу жить. Мы – не такие. Приехать, посмотреть – это очень ценно. Но назад надо возвращаться всё равно, потому что здесь мой дом.

- «АиФ-Владимир»: Чувствуете ли вы в детях уважение самих себя как нации? Они так же относятся к своей родине, как вы? 

- А.З.: Гордости за свой народ нам, пожалуй, не хватает. Как-то на уроке в 7-м классе дети давали определения русской нации. Посыпались традиционные ответы: «Гостеприимные», «Отзывчивые», «Открытые» – и так далее. А одна ученица так простодушно пошутила, коверкая языки: «Рашен либен халявэн». Все рассмеялись. Да, для кого-то такое высказывание – девиз всей жизни. Ну и за что нас будут уважать другие народы, если мы сами себя не уважаем? 

- «АиФ-Владимир»: Вы преподавали немецким детям. Чем отличаются их школьники от наших?

- А.З.:У них дети более раскованны и открыты по сравнению с большинством российских. Маленькие немцы, например, не боятся задавать вопросы, легко идут на контакт. Но это не облегчает процесс обучения. Некоторые так же и спят на уроках, и домашнее задание не делают. Дети – они везде дети. 

Баловать отметками нельзя

- «АиФ-Владимир»: Вы даёте уроки иностранного языка второклашкам. Не рано ли это? У восьмилеток ещё и русского языка-то не было, в первом классе они только уроки письма усвоили…

- А.З.: Для младшей школы разработан пропедевтический, подготовительный курс. Количество изучаемых слов – небольшое, рассчитано на ребёнка средних способностей. Мы играем, поём, пляшем, изготавливаем поделки, изучаем традиции носителей языка, то есть знания преподносятся в увлекательной форме. Дети очень радуются, когда замена и им ставят в расписание дополнительно мои уроки. И наоборот, когда пропадает занятие, заупрекают: «Анна Викторовна, почему у нас тогда-то не было вашего урока?». Поверьте, это очень приятно. Я вижу, что они с удовольствием идут ко мне. Все ребятишки способные, но находятся на разном уровне. Если я вижу старание, я всегда «пять» поставлю, чтобы ребёнок стремился ещё лучше работать. Баловать отметками нельзя. Поощрять можно.

- «АиФ-Владимир»: Каких учителей дети любят и каким должен быть современный учитель?

- А.З.: Добрых, но справедливых. Внимательных. Должна быть чёткость, требовательность к самой себе. Если сама сказала и не выполнила, то и дети так же будут делать. Дети понимают порядок. Нельзя допускать вседозволенности. Современный учитель – он современный во всём. Прежде всего, интересная личность, увлекающийся человек. Если сам холодно относишься к детям, к своей науке – за тобой никогда не пойдут. Дети обязательно замечают, как одет педагог, какое у него настроение, особенно девочки. Маникюр сделаешь – подойдут, посмотрят. Маме скажут: «А мне такой же». Очень любят молодых, очень ждут к себе. 

 

Досье
Анна ЗЯКИНА родилась во Владимире в 1978 году. Выпускница средней школы № 2 г. Владимира. Там она и работает учителем с 2000 года – со дня окончания факультета иностранных языков Владимирского госуниверситета.

 

- «АиФ-Владимир»: Много ли ваших бывших сокурсников работают по специальности?

- А.З.: Со мной учились, в основном, девочки из области. Работают в школах процентов 50. Из поздних выпусков – и того меньше. Сейчас, к сожалению, мало кто нацелен на работу в школе. Ко мне на практику приходят студенты – работаем, нравится. Среди них есть очень способные, даже удивительно: некоторые как будто уже несколько лет в школе проработали! Спрашиваю: «Девочки, почему вы не идёте в школу?» – Причина – в зарплате молодого специалиста. Помню, 12 лет назад моей первой получки хватило только на две пары колготок. Сейчас у меня высшая квалификационная категория – коэффициенты побольше, плюс руководство методобъединением классных руководителей, кроме этого, веду предмет «Электронно-образовательные ресурсы» и элективные курсы. Если у меня появится своя семья, столько времени посвящать работе, я, определённо, не смогу. А пока… Школа забирает всю меня без остатка. Люблю школу. Что касается денег, то, если ты не будешь работать, нигде не заработаешь. 

 

Смотрите также: