Кто поможет должнику? «Автоприбор» распродадут по частям, людей - на улицу

   
   

Что ждёт их дальше, догадаться нетрудно, учитывая, что 60% автоприборовцев - женщины, 115 человек предпенсионного возраста, 30 инвалидов, более 300 человек воспитывают несовершеннолетних детей. 

Кто хочет закрыть предприятие?

Никто из тех, кому на ближайшее время уготована роль безработного, до момента вручения уведомления об этом даже не подозревал. О предстоящем сокращении заранее не знали и в заводском профкоме. Хотя, по словам председателя профсоюзного комитета Ивана ЧИСТЯКОВА, увольнение более 50 человек считается массовым сокращением, и, по закону, профсоюз уведомляют о нём за 3 месяца. По мнению профлидера, заводчане имеют право обратиться с жалобой в инспекцию по труду и к прокурору. Кстати, представитель прокуратуры приглашён на завод, чтобы на месте разобраться в ситуации.  

Когда речь идёт о массовом увольнении, ясно одно - завод хотят закрыть. Причём завод всё ещё успешно работающий, выпускающий уникальную продукцию для крупнейших российских и зарубежных автомобилестроительных предприятий. Тот самый завод, который только в этом году внёс в бюджет области 490 млн рублей, оплатил налоги более чем на 1 млрд рублей и заработную плату почти на 2 млрд рублей. 

Очевидно, что ликвидация такого предприятия для региона нецелесообразна. Тогда кому она выгодна? Руководство «Автоприбора», которое после процедуры банкротства в начале этого года фактически осталось не у дел, уверено, что прекращения хозяйственной деятельности предприятия добивается главный кредитор - банк ВТБ.  Предыстория этого вопроса такова. Во времена экономического кризиса завод остался один на один со своими проблемами и, как результат,  оказался в долговой яме. Гигантов автопрома спасла тогда от банкротства поддержка государства, а предприятия-поставщики автокомпонентов были вынуждены обратиться за помощью к банкирам. 

Выход есть

После долгой волокиты, дождавшись критической ситуации, ВТБ всё же выдал предприятию кредит, причём под немалый процент - 22, 4%.   

   
   

- Мы согласились, потому что не могли допустить остановки предприятия, - сказал председатель совета директоров Эдуард РАЙТЕР. -  В противном случае остановились бы автомобильные заводы, поскольку по многим позициям мы были тогда монополистами. Отношения с кредитором сразу не сложились, тем более что он установил на предприятии тотальный контроль. Регулярно отслеживал каждый шаг, ввёл в совет директоров «Автоприбора» своего представителя. И сейчас фактически диктует свою волю, заявляя, что конечным результатом конкурсного управления  должна стать ликвидация. 

Руководство завода предложило мировое соглашение по реструктуризации долга, но банк на мировую не пошёл. Даже несмотря на то, что с 2009 по 2012 год получил от предприятия только по процентам более 600 млн рублей.  На вопрос, чем занимается завод сегодня, его бывший гендиректор Алексей МЕЛЬНИКОВ, представляющийся сегодня как «лицо, которое за всё отдувается», ответил:

- Продолжаем реализовать проекты как автомобильного, так и других направлений в соотношении 50 на 50. Повышаем производительность труда на 20-30% в год, даже невзирая на общий долг в 1,5 млрд рублей. Считаю, что безболезненный выход из ситуации у нас есть, надеемся на поддержку областной администрации, которая уже не раз выручала предприятие. А то, что делает банк-кредитор, не принесёт ему выгоды, в залоге у него только часть имущества. Продать завод, растащив его, как лоскутное одеяло, на части не получится. 

Какова позиция областной власти по поводу ситуации вокруг завода? Как сообщили нам в приёмной первого заместителя губернатора области по промышленности и экономической политике Алексея МАРЧЕНКО, вскоре там состоится совещание по этому вопросу, на котором первые лица области выскажут свою точку зрения. 

Комментарий

Андрей ШИРОКИХ, прокурор города Владимира:

- В настоящее время на заводе идёт прокурорская проверка уведомлений о сокращении на предмет возможного нарушения в них трудового законодательства. Накануне мы разговаривали с работниками, многие работают по долгу и целыми семьями, у кого-то оформлены кредиты и ипотека. Возможное увольнение пережить им будет очень тяжело. Сейчас задолженности по зарплате уже нет (до 23 октября она составляла 1 млн 215 тыс. рублей), работы пока никто не лишился, но люди обеспокоены своим будущим и будущим своих семей. Атмосфера на предприятии напряжённая, несмотря на заверения конкурсных управляющих, что они предпринимают все меры для его сохранения.