Влюблённый в небо. Ивановский самолёт - звезда кино

Фото из архива Евгения Яковлева / АиФ-Владимир

   
   

На съёмках крылатое детище Яковлева было раскрашено под  немецкий «мессер», а под киносъемочным камуфляжем скрывался  чехословацкий спортивно-тренировочный самолёт  Z-326 («Злин»). Именно он, по мнению московских «киношников», напоминает самолёт второй мировой войны истребитель Люфтваффе  Messerschmitt Bf.109. 

Во второй половине прошлого столетия таких машин только в одном Ивановском авиаспортивном клубе, который базируется в Ясюнихе, было несколько десятков. В  настоящее время в стране их осталось всего две. Летает одна - нашего земляка Евгения Яковлева.

Дела земные

Александр Найдёнов, vlad.aif.ru: - Евгений, чем «дышит» сегодня Ивановская кузница мастеров спорта - «Ясюниха»?

Евгений Яковлев: - Чистым воздухом и светлыми надеждами на возрождение, - с улыбкой на лице и грустными нотками в голосе отвечает Яковлев. - В настоящее время материально-техническая база аэродрома нуждается в обновлении. Машины поднимаются в воздух благодаря фанатичному (в хорошем понимании этого слова) отношению к своему делу членов клуба, их знаниям и навыкам, а порой и русской смекалке. 

Но, несмотря на трудности, клуб продолжает жить. В настоящее время мы готовим спортсменов-лётчиков и спортсменов-парашютистов. Многие летчики Ивановского аэроклуба в разные времена становились мастерами спорта. До сих пор работает в клубе мастер спорта Советского Союза Сергей Бут. Начальник аэроклуба Владимир Николаев имеет звание мастера спорта России и сам продолжает готовить лётчиков-курсантов. 

   
   

Уже в новом тысячелетии двое ивановских лётчиков - Александр Кротов и Антон Беркутов - стали членами сборной команды России по высшему пилотажу. 

А.Н.: - При входе на аэродром я увидел самолёты, выделяющиеся среди прочей авиатехники. Откуда они?

Е.Я.: - Это наши самоделки. Плоды работы энтузиастов, а также влюблённых в небо людей.  Вообще, если судить по нашей зарплате, то все мы здесь добровольцы-энтузиасты. 

Евгений Яковлев на съемках фильма с Дмитрием Дюжевым Фото: АиФ-Владимир / Фото из архива Евгения Яковлева

Машины собраны не на заводе, а прямо здесь, на территории аэродрома. Наша гордость - ярко-жёлтый Pitts-12. Ивановские «самоделкины» собирали его по американским чертежам. В результате на «Ясюнихе» сейчас можно увидеть машину мирового класса.

А вот и мой самолёт в немецком обличии.

Кино и немцы

А.Н.: - Вот этот «мессер»? Евгений, предложение об участии в киносъёмках поступило до создания самолёта?

Е.Я.: - Нет, это не было заказом - улыбаясь, отвечает Яковлев, - построить настоящий воздушный корабль, это не из тетрадного листа самолётик сложить. Сначала возникла идея об оказании помощи родному аэроклубу с пополнением  парка воздухоплавательных машин, которых в своё время по приказу порезали «на иголки», ещё на одну единицу.  На её воплощение ушло три года (с 1992 по 1995 год). А уж потом пригласили сниматься в кино.

Собирал самолёт, как говорится, с миру по нитке. Фюзеляж нашёл в военно-патриотической школе авиаторов «Высота». Согласовал вопрос о передаче мне самолёта и ровно в 4 утра прицепил его к трактору и вёз по городу домой. Я живу в частном доме. Запчасти нашел по разным уголкам нашей страны. Встала проблема с крылом. Невозможно было найти, а заказывать за границей было очень дорого. Спустя какое-то время я нашёл в  одной из глубинок Ивановской области крылья для своего детища. Они находились в каких-то коллективных садах. Их использовали в роли мостков через речку. Но они были в таком плачевном состоянии, что пришлось приделать крыло от самолёта Як-52. 19 лет отлетал на нём и только в прошлом году нашёл «родные» крылья. 

А.Н.: - В съёмках каких картин принимали участие?

Е.Я.: - В 2003 году через Федерацию любителей авиации меня пригласили для участия в съемках художественного фильма «Диверсант», режиссёром которого был  Игорь Зайцев. 

Я согласился. Съёмки проходили под Москвой на старом немецком аэродроме. На маскировку моего «Злина» под самолёт Люфтваффе ушло 10 литров нитро-эмали. Добирался своим ходом. Заправился в Иванове и через 2 часа 36 минут был на съёмках. 

В этом фильме я в эпизоде играл роль неумелого немецкого лётчика-курсанта. Взлетал, садился, выполнял проходы, облёты с допущением всевозможных ошибок. Мне как лётчику со стажем сложно было допускать эти промахи. Но вспомнил свои курсантские годы, и всё сложилось. Самолёт с крестами на боках вызвал на съёмочной площадке ажиотаж. От желающих сфотографироваться рядом с машиной не было отбоя.

А.Н.: - А сами с кем из актёров общались и фотографировались?

Е.Я.: - С Владиславом Галкиным, Александром Лыковым, Михаилом Ефремовым. Запомнилась одна сцена на земле. Актёрам выдали абсолютно новенькую немецкую форму. Снимали сцену по захвату нашими разведчиками немецкого портфеля с документами. Была жуткая лужа, в которой надо было им залечь. Галкин как-то смутился. Говорит: «Форму жалко». Мы смеялись. Пришлось снять чехол с самолёта и постелить ему.

Следующий фильм - «Небо в огне», режиссёр  Дмитрий Черкасов. 

В этой картине было особенно интересно работать. Это было настоящее «живое кино». Камеры монтировали прямо на самолёты.  Интересно было по-настоящему погоняться за самолётом, построенным по чертежам Второй мировой войны истребителем «И-15». «Пятнашкой» управлял Владимир Артикульный, замечательный лётчик из Санкт-Петербурга.

На земле мы обговаривали сюжет, тактику боя. В воздухе попробовали и реально вести бой (смеётся) - кто у кого в хвосте окажется. Летали на разных скоростях от 160 до 270 км/ч. Открою маленький секрет: в этом фильме вооружение и стрельба - компьютерная графика. 

А.Н.: - Вы сами выполняли маневры в небе, именно так, как это было в годы войны. Как вы оцениваете подготовку наших лётчиков? 

Е.Я.: - Летать на И-15 крайне сложно. Машина очень строга на взлёте и посадке. Одно неверное движение, и можно оказаться на боку или просто слететь с полосы. Расчет на посадку должен быть железный. Узкая колея шасси, короткая база, отсутствие хвостового колеса, аэродром - полоса грунтовки; всё это было некомфортно для лётчика. Поэтому мастерство наших авиаторов - выше всяких похвал.

Третий фильм - «Штурмовики». Режиссёр Алексей Мурадов.

Особенность съёмок в этом фильме заключалась в том, что позади меня сидел актёр и снимали только его и самолёт. Камеру установили в межкабинное пространство, непосредственно на приборный щиток между первой и второй кабинами. 

А.Н.: - Понравилось сниматься в кино?

Е.Я.: - Конечно. Приятно, когда твоя работа приносит радость людям.

Особенно нравится то, что мы возвращаемся к «живому» кино. Бывает очень много «лажи» в наших фильмах. Но это сугубо моё личное мнение как лётчика. Наш начальник говорит, что кино про лётчиков нельзя смотреть лётчикам.

Все режиссёры и актёры, с которыми мне довелось работать, настоящие профессионалы своего дела, сдержанные люди. 

О серьёзном и курьёзном

А.Н.: - Евгений, я слышал, что лётчики народ суеверный. Так ли это?

Е.Я.: - Есть немного. Например: мы до полёта не фотографируемся; говорим «не последний полёт», а «крайний вылет»; если самолёт отлетал сегодня (и его зачехлили), то его уже не расчехляют.

А.Н.: - А случались какие-то забавные случаи на высоте?

Е.Я.: - Было дело. Приехал как-то один московский «знаток» всего, что ездит и летает, на черном Порше-Кайене. Прокатиться захотел на «Яке». Деловой, нам указания даёт. Ну, покатали мы его на Як-52. Когда сели, он с трудом разговаривал, зелёный весь был. «Спасибо» даже не успел сказать, побежал в кусты. Так и уехал - молча, с бледным лицом.

А.Н.: - Какая есть у лётчика мечта?

Е.Я.: - Ну конечно, высота! - парирует Яковлев. - В последнее время в Ивановской области большое внимание уделяется развитию спорта - как за счёт средств местного, так и федерального бюджета. Хотелось бы, чтобы и наш аэроклуб также был включён в эту программу.

 

Смотрите также: