Так считает Дмитрий КУЛИКОВ, генеральный директор одной из крупных компаний, занимающейся пассажироперевозками на ивановском рынке.
Автохлам нужно убрать
Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru: - Дмитрий, автобус стал универсальным средством передвижения горожан. Личный автомобиль, в силу разных причин, может позволить себе не каждый житель Иванова и области. А троллейбусы ходят редко и тратят немало средств из городского бюджета. Может, их ликвидировать, как в своё время убрали трамваи?
Давайте смотреть правде в глаза: частник не справится с таким объёмом перевозок, как троллейбус. Да потом, и льготы необходимо сохранить - для пенсионеров, студентов, школьников. Троллейбус - это льготный вид транспорта.
Женщинам с колясками удобнее всего передвигаться именно на троллейбусах: легко занести, место есть в салоне, ступеньки не такие высокие, дверной проём широкий.
В плане безопасности здесь тоже есть преимущества для населения. Он на самом последнем месте по аварийности общественного транспорта.
Т.М.: - На днях российские законодатели предложили ввести запрет на эксплуатацию транспортных средств старше 15-20 лет, это так называемый автохлам. С вашей точки зрения, это правильно?
Д.К.: - Абсолютно. Также считает и ивановская Госавтоинспекция, и городской комитет по транспорту. На рынке пассажироперевозок старым автобусам не место, в первую очередь, потому, что пассажиры должны ездить в безопасном транспорте. Безопасность превыше всего.
Т.М.: - Ещё прозвучала инициатива уже ивановских чиновников - уменьшить количество транспортных средств на ряде маршрутов, заменив их на более вместительные, последних годов выпуска микроавтобусы и автобусы.
Д.К.: - Рекомендация по уменьшению количества автобусов городским комитетом по транспорту была принята по результатам проведённого обследования пассажирской сети Иванова. Это очень верное решение. Ведь с заменой маршруток отечественного производства на импортные «Форды», «Пежо», «Мерседесы» и качество пассажироперевозок возрастёт, и городские магистральные улицы будут разгружены. Если недавно, вспомните, на остановку общественного транспорта могли одновременно подъехать пять-семь транспортных единиц, как правило, маломестных маршрутных такси.
Я поддерживаю предложение городского комитета к 2017 году стимулирующий балл в открытых конкурсах давать новым многоместным микроавтобусам, чтобы не страдало качество перевозок.
Т.М.: - Чем больше транспортное средство, тем оно безопаснее?
Д.К.: - По статистике ГИБДД, чаще всего в ДТП, если говорить об общественном транспорте, попадают действительно автобусы класса М2 - маршрутки. На втором месте «ПАЗы» и «Богданы». И на последнем - троллейбусы.
Т.М.: - Почему количество ДТП с участием и по вине водителей автобусов в этом году резко увеличилось?
Д.К.: - Причин несколько. Одна из них - несовершенство маршрутной сети, в частности, гонки на маршруте честных перевозчиков и так называемых нелегалов, борьба за пассажира. Этим объясняются резкие маневры водителей. Да и общий уровень культуры поведения очень низкий у участников дорожного движения.
Но очень часто в автобусах случаются падения пассажиров. Люди сами себя не берегут, не соблюдают технику безопасности. Если происходит падение пассажира в «Богдане» или «ПАЗе» - это нонсенс, ведь весь салон в этих автобусах в поручнях, словно в паутине.
В любом случае, пассажир упал, получил травму, пусть даже незначительную, - это ДТП, и автобус останавливается. Водитель вызывает ГИБДД, ждёт приезда экипажа, оформляет все необходимые документы, даёт объяснения. Все это занимает очень много времени и создает на дорогах дополнительные пробки. Поэтому прошу пассажиров быть предельно аккуратными.
Хотят «шоколада»
Т.М.: - Дмитрий, давайте поговорим о нелегалах. Вы сказали, что на рентабельных маршрутах их пруд пруди. Спокойной жизни честным перевозчикам они не дают?
Д.К.: - Не дают. В часы пик собирают максимум прибыли. Способ борьбы с нелегалами во многом зависит от федерального законодательства. И в данном деле должна присутствовать солидарность всех юридических структур и ведомств. А у нас получается, что структуры, которые могут и должны наказывать нелегалов, вычищают поле деятельности для них. Хотя, казалось бы, должны бороться вместе.
За отсутствие договора с администрацией мы штрафовать не можем, говорят они. Договор должен быть, но за его отсутствие санкций не предусмотрено.
Т.М.: - Почему нелегалы не участвуют в конкурсах или не выигрывают их?
Д.К.: - Объясню. Лот большой. Дело в том, что в каждом лоте есть несколько активных, прибыльных маршрутов и несколько убыточных, так называемых социальных. Они прибыли не приносят, а обслуживать их надо. А нелегалы хотят получать только «шоколадные» маршруты.
И говорят в своё оправдание: коррупция. Так давайте бороться с ней - фактами, а не словами.
Кошки нет - мыши в пляс
Т.М.: - Расскажите, как вы сейчас проходите техосмотр: ремонтируете автобусы перед этой процедурой или едете наудачу?
Д.К.: - В 2012 году лицензионные карточки отменили. Что мы получили взамен? Беспредел. Раньше был индивидуальный осмотр. А сейчас что в салоне автобусов многих перевозчиков? Они не считают обязательным экипировать салоны должным образом. Нет аптечек, информации о перевозчике, о стоимости проезда, контактов для связи. Например, водитель закурил. Куда жаловаться? Транспортные инспекции отрезали от полномочий контроля.
Я считаю, что достаточно было лишь сократить процедуру получения лицензионной карточки (она занимала несколько дней).
Что касается техосмотра, то его несколько лет назад передали в частные руки. Если раньше процедуру проверки проводили сотрудники ГИБДД, причём проводили тщательно, даже придирчиво, что теперь? На ивановском рынке с десяток частных организаций, которые занимаются техосмотрами. И получилось так: кошки нет - мышки в пляс.
Т.М.: - Вы хотите сказать, пройти ТО стало гораздо проще, поэтому на маршруты и выходят такие «убитые» автобусы - с гнилыми порогами, худыми дверями, разбитыми фарами и без габаритных огней?
Д.К.:- Да. Ответственность, которая ранее лежала на ГИБДД, уже лежит на перевозчике. Каждый предприниматель знает, в каком состоянии транспортное средство должно выйти на линию. Но только единицы ответственно подходят к данному делу, потому что контроль ослаб.
Я даже скажу больше. Едешь иной раз в автобусе и слышишь от водителя, аж слух режет: «Забыл купить техосмотр». О какой безопасности пассажиров здесь можно говорить?
Т.М.: - То же касается и медицинских справок, которые ещё совсем недавно можно было получить в любом частном медцентре?
Д.К.: - То же самое. Рекламу «Медсправка за день» можно было встретить очень часто. Люди стали их в буквальном смысле покупать. И что получилось в итоге? Эпилептики, люди, страдающие другими тяжёлыми заболеваниями, алкогольной зависимостью сели за руль. Но вскоре такая эйфория и вседозволенность закончилась. Теперь водитель обязан пойти к наркологу и психиатру в муниципальное медицинское учреждение. С моей точки зрения, это правильно. Пассажиры должны быть уверены в безопасности своей поездки.