По закону и по совести. Как во Владимирской области охраняют лес

   
   

И, что самое печальное, сделать это собирались как раз те, кто призван защищать и восстанавливать лес. Предотвратили сплошную санитарную вырубку деревьев специалисты Владимирской природоохранной прокуратуры. Об этом и многом другом корреспонденту «АиФ-Владимир» рассказал руководитель этой структуры Евгений РЫГАЛОВ. 

Лучше предупредить

Ольга Шевченко, vlad.aif.ru: - Евгений Васильевич, какие меры вы приняли, чтобы остановить рубку в Пригородном?

Евгений Рыгалов: - Вместе с сотрудниками правоохранительных органов мы выехали на территорию лесничества и в 50-километровой зоне города обнаружили участки леса, которые предполагали вырубить. Их общая площадь составляла более 12 га. Вместе со специалистами осмотрели участки и  пришли к выводу, что реальная необходимость в проведении сплошной санитарной рубки есть лишь в 3-х местах на общей площади 3 га. Там действительно насаждения погибли, поэтому целесообразно было провести выборочную рубку. А уничтожать деревья на остальных 9 га не было никаких оснований. К тому же, если бы необоснованно провели сплошную санитарную рубку на всей территории участка, то могли бы причинить и значительный материальный ущерб, ведь объём заготовки деловой древесины оценили в 40 тыс. куб. м. В итоге директору лесничества объявили предостережение.

О.Ш.: - Предостережение, как я понимаю, это такая превентив­ная (профилактическая) ме­ра ответственности? Эффективна ли она?

Е.Р.: - Эта мера даёт реальный результат, поскольку её принимают не по факту нарушения, а задолго до него, когда ещё есть возможность спасти лесные насаждения. Особенно эффективно такая мера «работает» в сезон подготовки к пожароопасному периоду, когда мы оцениваем готовность лесных хозяйств к борьбе с огнём. Радует, что за последнее время грубых нарушений законодательства в этой области не было. В прошлом году мы объявили 27 предостережений.

   
   

О.Ш.: - Как известно, природоохранная прокуратура - орган надзорный и свой надзор за соблюдением требований законодательства осуществляет в виде проверок. Кого вы проверяете?

Е.Р.: - Под надзором прокуратуры - контролирующие органы, включая департамент лесного хозяйства и ему подведомственные лесничества. Кроме того, мы проверяем, как соблюдают лесное законодательство лесопользователи, которые арендуют участки леса и ведут на них предпринимательскую деятельность. 

О.Ш.: - А нерадивые арендаторы тоже есть?

Е.Р.: - Например, одно из предприятий располагает участками леса в Никологорском, Чулковском и Вишенском участковых лесничествах Гороховецкого района: использует их для ведения охотничьего хозяйства и охоты. При этом у предприятия не было проектов освоения лесов с положительными заключениями экспертизы, а это нарушение Лесного кодекса. В отношении председателя СПК возбудили 2 производства по делам об административных правонарушениях и внесли представление об устранении этих нарушений. Но даже после этого их  полностью не устранили. Пришлось обратиться в суд, который обязал СПК разработать и получить все необходимые документы. 

Ещё один пример, когда не обошлось без прокурорского вмешательства. Одно из предприятий области вошло в приоритетный инвестиционный проект «Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины», получив лесные участки общей площадью более 125 тыс. га на льготных условиях.  При этом арендатор был обязан производить пиломатериалы, топливные брикеты, клеёные материалы и другую продукцию в определённых объёмах и в установленные сроки. Прокурорская проверка показала, что свои обязательства предприятие не выполняет, а лишь продаёт заготовленную древесину другим организациям. Кроме того, выявили нарушения и должностных лиц департамента лесного хозяйства, которые обязаны контролировать реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории области.  Мы внесли арендатору представление с требованием наладить производство продукции, как того требуют условия инвестиционного проекта.  Процесс устранения нарушений находится у нас на контроле. 

О.Ш.: - Привлекали лесопользователей к уголовной ответственности?

Е.Р.: - В 2014 году  направили 2 материала проверки в правоохранительные органы для решения вопроса об уголовном преследовании. Один из этих случаев произошёл в Петушинском участковом лесничестве. Регион до сих пор вынужден бороться с последствиями лесных пожаров 2010 года. Именно на устранение этих последствий ГАУ «Владлесхоз» по госконтракту получил крупную сумму. Перед тем, как получить деньги, должностные лица лесничества провели контрольные мероприятия. А в результате оказалось, что деньги потратили, отчитались, что санитарно-оздоровительные мероприятия провели, а фактически работу никто и не собирался выполнять. Установив этот факт при проверке, мы направили в следственные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении лесничего, который без замечаний принял невыполненные работы.

Вперёд - с оптимизмом

О.Ш.: - Во Владимирской природоохранной прокуратуре небольшой штат сотрудников. Как вы справляетесь с большим объёмом работы, тем более что осуществляете надзор не только за соблюдением требований лесного законодательства?

Е.Р.: - В районах области прокуроры тоже осуществляют надзор за соблюдением природоохранного законодательства, в том числе и лесного. Кроме того, мы всегда в тесной связи с правоохранительными органами. Поверьте, уж если мы выявили нарушение, то добиваемся в первую очередь того, чтобы его последствия устранили, а виновных привлекли к установленной законом ответственности. 

Жизнь учит. Лесные пожары 2010 года показали, что нужно ещё более детально контролировать, как готовятся лесопользователи к пожароопасному периоду. Под прокурорским надзором  и то, как используют федеральные деньги, направленные на противопожарные мероприятия, на восстановление и воспроизводство лесов области. Надо сказать, что в последнее время лесопользователи и руководство департамента лесного хозяйства администрации области относятся к этой работе с большей ответственностью, чем несколько лет назад. И наши леса постепенно оживают. По сравнению с лесами соседних регионов, например, участков с «мёртвыми» деревьями у нас практически нет. Мы смотрим вперёд с оптимизмом - лес мы обязаны сохранить и сделаем это.