Молоко и мясо не будут появляться на прилавках магазинов по мановению волшебной палочки. Кадры решают всё.
Хоть суровые дни коллективизации и миновали, когда приходилось работать за пресловутые «палочки» и выполнять нормативы, данные «сверху». Но вот изменилась ли жизнь «сельчан» к лучшему?
Почём труд?
По данным Росстата, фермеры Владимирской области живут относительно благополучно. В 2014 году средняя зарплата работников сельскохозяйственной отрасли составила 17 508 рублей, это 78% от среднего уровня заработной платы в регионе, которая насчитывает 22 388 рублей. Росстат отмечает, что в среднем по стране этот показатель ниже, т.е. сельхозработники получают 52% от средней зарплаты в экономике по стране. В ряде регионов ситуация вообще плачевная. Самый большой разрыв в ЦФО отмечается в Смоленской области, где работники сельскохозяйственного комплекса получают всего 41% от среднеобластного заработка. Антилидер в России - Забайкальский край, где отмечен невероятно низкий показатель: средний уровень зарплаты занятых в сельскохозяйственной отрасли - всего 18% от среднего уровня зарплаты по субъекту.
Рабочие будни
За сухими цифрами статистики кроются реальные проблемы. Со времён распада Союза ситуация в сельском хозяйстве не улучшилась. Молодые кадры, видя бесперспективность работы на селе, разъезжаются по городам. К тому же «профессия крестьянина» потеряла былые уважение и почёт. Вот и получилось, что в сёлах и деревнях остались, в основном, люди среднего возраста да пенсионеры. Если они уйдут - работать будет некому. Инфраструктура села разрушена. Сельская молодёжь предоставлена сама себе. У населения элементарно нет мест для культурного отдыха, не говоря уже о тренажёрных залах, кинотеатрах и прочих «развлечениях». Из этой проблемы вытекает другая - пьянство. С этим «недугом» необходимо бороться в первую очередь. Каким бы хорошим ни был специалист, водка «сведёт на нет» весь труд. Да, можно резонно заметить, что пили и при Союзе, но в те времена хотя бы работали на совесть, снабжая страну продовольствием. А сейчас кому это надо? Работников - и тех не осталось. А молодые специалисты не хотят ехать работать в село. Для их привлечения необходимо новое жильё, которого нет. Если город растёт и ширится - появляются большие микрорайоны и кварталы, то село просто не в состоянии самостоятельно справиться с таким строительством. Получается замкнутый круг?
Комментарий
Тимур РАМАЗАНОВ, генеральный директор ЗАО «Сельскохозяйственное производственное предприятие «Тарбаево»:
- Всё, что сейчас есть в сельском хозяйстве, досталось со времён Советского Союза. Всё разрушено, заброшено, постепенно приходит в упадок. На селе работают только пенсионеры и те, кого больше не берут никуда. Последние - либо судимые, либо пьяницы. Со всеми приходится работать. Я начал свою деятельность с того, что закодировал полсела. Вот говорят о дорогих кредитах, о субсидиях, которые область оказывает сельскому хозяйству. Но субсидии, которые получают крестьяне, на самом деле помогают банкам, а не труженикам села. Предприятиям агропрома следует перечислять деньги напрямую, чтобы они закупали корма или топливо. У нас много земли «плавает», т.е. хозяева её не обрабатывают. Надо сделать так, чтобы «земля вернулась в хозяйства». Для этого надо поднять налоги на необрабатываемую землю, чтобы собственники либо сдавали её в аренду сельхозпредприятиям, либо сами начинали её возделывать. Вариантов - куча, надо просто думать, как это сделать. Но землю надо возвращать.
Смотрите также:
- Большинство владимирцев начинают карьеру с работы продавца →
- Сельский «бизнес-кормилец». Крестьяне хотят, но не могут? →
- Вкладывать нечего. Люди тратят накопления →