Муромский яхтсмен отправился на паруснике на Север

Фото: АИФ

Как яхту назовете, туда она и поплывет

- «АиФ-Владимир»: Почему вы выбрали именно этот маршрут?

   
   

- Сергей Сидельников: Север давно притягивал меня своей суровостью и силой. Когда я построил эту яхту, встал вопрос, как ее назвать. Сын предложил «Норд», значит – север, мне понравилось. Вот с тех пор так и хожу по северной части центра страны. Не зря говорится – как вы яхту назовете, так она и поплывет. Но так далеко не доводилось ходить не только мне. Опыта хождения по морю не было ни у наших яхтсменов, ни у кого-то из моих знакомых. В этом и состояла главная трудность. Ведь дороги есть не только на земле, но и на воде, а чтобы ходить по ним, нужны лоции или карты. Даже известный ярославский яхтсмен Игорь Зарецкий, победитель и призёр регат на Волге, Онеге и Ладоге, первый россиянин, победивший в трансатлантической одиночной парусной регате и мой хороший приятель, не ходил по Белому морю.

- «АиФ-Владимир»: Разве можно из Мурома попасть в Белое море?

- С. С.: Теоретически можно. Результат покажет, насколько это реально в жизни.

Я стартую в Муроме, дохожу до Нижнего Новгорода, прохожу через Горьковское водохранилище, затем идут Кострома, Ярославль, Рыбинск. Через Рыбинское водохранилище попадаю в Череповец, по Волго-Балтийскому каналу и реке Сокол иду в Вологду, затем маршрут идет по реке Сухона до Котласа. После Котласа начинается Северная Двина, по ней я иду до Архангельска, из которого через Двинскую губу попадаю в Белое море. Это самый серьезный отрезок пути. По Белому морю дохожу до Соловецких островов. Давно мечтал побывать там, посмотреть места, где Петр Первый строил корабли. Обратный путь пойдет через Беломоро-Балтийский канал до Петрозаводска, по Онежскому озеру и Волго-Балтийскому каналу дойду до Череповца. Дальше уже родные места – Рыбинск, Ярославль…

Испытать себя

- «АиФ-Владимир»: В таком длительном и серьезном путешествии надо быть полностью уверенным в «транспортном средстве». Яхта «Норд» ведь сделана своими руками?

- С. С.: Яхта «Норд» не первая, которую я построил сам. Ее длина 5,7 метра, швертбот, крейсерский класс. По сути, она пригодна только для прохождения по мелководью, по таким рекам, как Ока – в лучшем случае. Планируя испытать ее в более жестких условиях (дальше Ярославля на ней еще не ходил, а это 600 км. в один конец), я намерен испытывать и себя. Проходить расстояние в почти пять тысяч километров придется, преодолевая разные препятствия. Наверняка часть северных рек, в судоходном понятии заброшена. Опять сравню с земными дорогами. Представьте, что вы идете по заброшенной, заросшей дороге. Совсем другое, когда идешь по ровному шоссе. Неизведанный путь всегда отнимает много сил и времени. В открытом море другая сложность – нет никакого укрытия на случай экстренной необходимости. А такое может случиться в любой момент. Кроме того, потребуется серьёзная навигационная работа, это прокладка компасных курсов, определение местоположения, счисления и многое другое.

   
   

Долгое время находиться в замкнутом пространстве – тоже особой бодрости вряд ли придаст. Постоянное чувство опасности можно сравнить с длительным стрессом. Плюс другие факторы – непривычный образ жизни, да просто походная, а не домашняя еда – на преодоление всего этого тоже нужны силы. Поэтому, немаловажен собственный настрой и подбор экипажа. На всем протяжении пути со мной бессменный матрос Игорь Волков. Вместе с нами стартует моя жена Надежда, но в Ярославле сойдет с маршрута, а в течение всего пути будут присоединяться другие члены экипажа, сменяя друг друга, ведь больше трех членов экипажа на борту разместить будет непросто.

Что же касается самой яхты, то технически она в хорошем состоянии. Надеюсь, что выдержит этот длительный поход. Я подготовил ее полностью.

«Норд» – и парус поможет, и киль/ Фото: АиФ

Три юбилея – один старт

- «АиФ-Владимир»: Яхтенный спорт считается привилегией состоятельных людей…

- С. С.: Возможно, но не у нас. Вот смотрите: яхту я сделал сам, при помощи друзей, конечно. Мотор собрал из двух, уже отслуживших свой век. Продуктовые запасы мы с Надеждой начали складывать еще с зимы, когда стало ясно, что походу быть. Единственное, что я могу себе позволить в отличие от остальных – не работать, потому что на профессиональной пенсии с 40 лет. У нас в яхт-клубе нет бизнесменов или олигархов, обычные люди – рабочие, инженеры, врачи. Большинство яхт также или сделаны своими руками, или в их реконструкцию столько вложено, что их тоже можно считать самодельными. Поэтому помощь администрации Мурома и Муромского отделения ДОСААФ, Юрия КАЛИНИНА была очень кстати. Нам дали продукты и горючее для похода. Провожали в торжественной обстановке. Поход приурочили к празднованию 1150-летия Мурома. И еще две юбилейные даты связаны с этим походом – 90-летие основания ДОСААФ и столетие парусного спорта в России. Столько юбилеев и памятных дат обязывают экипаж «Норда» выполнить все поставленные цели.

Вторая часть интервью с Сергеем Сидельниковым проходила уже по телефону. Он на сегодняшний день прошел большую часть пути. Наш корреспондент связался с ним, когда яхтсмен находился уже в Волго-Балтийском канале и вот, что он рассказал о своем путешествии.

Фото: АиФ

– В общем, я доволен результатами похода. Хотя не обошлось без значительных поломок. Практически в начале пути, перед Горьковским водохранилищем сломался мой старенький мотор, ремонтировать там уже нечего, поэтому пришлось покупать новый. Из-за этого потерял много времени. Зато во всем остальном сбоев в графике практически не было. Очень измотала река Сухона, впадающая в Северную Двину – мелководная, с большим количеством меляков и камней. Очень понравилось, как нас принимали в Архангельском речном яхт-клубе. Здесь у нас появился сначала виртуальный, а теперь уже реальный товарищ – Владимир Потапов. Он помог нам с лоциями, принял у себя дома, рассказал, как надо проходить по морю. Правда, с первой попытки пересечь его под прямым углом не удалось – дул сильный ветер и при наших парусах идти было просто опасно.

До Соловецких островов добирались уже другим путем. Очень впечатлило Поморье и особенно Соловецкие острова. Я был здесь очень давно, когда архипелаг еще не был таким популярным местом среди туристов. Мне хотелось увидеть его «непарадный» вход, побывать на дальних островах, может быть в скитах. Но я не учел, что это пограничная зона и здесь все строго, никакой самодеятельности. Зато побывали на Соловецкой регате, хотя и не в качестве участников. Но, несмотря на это, нас очень хорошо приняли, и буквально не отпускали – таких гостей издалека из центра страны у них еще никогда не было. Предложили сделать Архангельск, Соловки и Муром побратимами. Я не возражал.

К середине августа в муромском яхт-клубе ждут возвращения путешественников из похода, который уже сейчас стал уникальным по своей протяженности и сложности. На их пути еще будут трудности, но пусть они будут небольшими и легко преодолимыми, а впечатления от увиденного – запоминающимися. Семь футов под килем.

Досье

Сергей Николаевич Сидельников, член муромского яхт-клуба «РИФ», под парусами почти три десятилетия. Участник многих походов. В составе участников, победитель прошлогодней регаты – Кубок Алексеева, включенной в календарь соревнований ВФПС, проводимой Национальной Федерацией парусного спорта. 

Женат. Есть сын и дочь.

Смотрите также: