Спальник для -18 градусов
- «АиФ-Владимир»: Александр, как ты выбрал свой маршрут?
- Александр Шведин: Это уже шестой мой выезд. В 20 лет мне очень захотелось проехать на велосипеде по родным Красноярским местам. Тогда мы поехали вместе с братом, нас сопровождали родители на машине. Путешествие было почти что комфортное, но брату оно все равно не понравилось, и с тех пор я стал ездить один. Сначала прошел по югу Красноярского края. Узнал для себя много интересного, у нас ведь не преподают в школах краеведение, а интересных мест в крае очень много. Потом поехал на восток до Омска, Новосибирска, Перми. Когда понял, что могу и дальше, решился на этот маршрут по кольцу – до столицы и обратно. Это самый дальний маршрут – Красноярск, Ижевск, Москва, Самара, Оренбург, Красноярск – всего более 10 тыс.км. Вот уже шестой свой день рождения встречаю в пути.
- «АиФ-Владимир»: Чтобы решиться пойти в одиночку на такое расстояние, надо, чтобы все необходимое было всегда с собой. Можно поинтересоваться, что у тебя в рюкзаке?
- А.Ш.: Да, пожалуйста. Минимум одежды. Палатки нет вообще, использую только тент. Так удобнее и проще. Есть походный примус, на нем я варю еду, ну и сама провизия. Я давно знал, что у каждого человека есть огромный резерв жизненных сил, который он почти не использует. В домашних условиях я могу позволить себе болеть, лениться, много спать и есть. В пути, несмотря на большой расход энергии, мне надо совсем немного. Я ем три раза в день по 100 граммов. Это 4 ложки гречки или 8 ложек геркулеса, сваренные на походном примусе. Мне вполне хватает.
- «АиФ-Владимир»: От палатки совсем отказался?
- А.Ш.: В рюкзаке она занимает много места. Чтобы ее поставить, нужно дополнительное время (а иногда приходится вставать на ночлег затемно) и подходящее место. В целях безопасности – это тоже не лучший вариант. Когда у тебя нет обзора – ты не защищен. А спальник у меня выдерживает минус 18. Ночевал в нем как-то прямо на скале в заповеднике «Столбы».
Фото: Людмилы Кузнецовой
Свой для слизней
- «АиФ-Владимир»: От чего большая опасность в дороге?
- А.Ш.: Когда ходил на север до Енисейска через тайгу, встретил на пути медведя. Еще на Ольхоне мне один охотник рассказывал, как охотится этот зверь. Он делает вид, что не замечает добычу, ходит вокруг нее кругами, постепенно приближаясь, и затем – рывок, и добыча в зубах. Так вот тот медведь тоже делал вид, что не замечает меня, но я сумел вырваться из его смертельного круга. Опасностей в дороге много. Но намерения зверя по крайней мере понятны. Намерения людей – не всегда. Больше всего мне не нравится выезжать под вечер из населенных пунктов, где на окраинах тусуется пьяная молодежь. По сравнению с Центральной Россией, у нас в крае в этом отношении очень неспокойно. Иногда опасности бывают и мнимые. Как-то я встал на ночлег в лесу у одной таежной реки. До ближайшего населенного пункта сотни километров, от дороги тоже достаточно далеко, но проснулся под утро от гомона людских голосов. Первое в таком положении – оценить обстановку и принять правильное решение. Я внутренне собрался, приготовился к встрече, которая может быть какой угодно. Открываю глаза и… никого. Мне потом многие говорили, что таежные реки часто «говорят» человеческими голосами.
Досье | |
---|---|
Александр Геннадьевич ШВЕДИН родился в 1986 году в поселке Осиповка Иркутской области. По профессии – сварщик, по неоконченному образованию – эколог, по призванию – переводчик с испанского. На самом обычном велосипеде проехал большую часть Азии и Европы. Неприхотлив, стоек к неудобствам и лишениям. Не женат. |
- «АиФ-Владимир»: Для твоего вида путешествий очень важны дороги. Ты проехал тысячи километров, можешь сравнить, где они лучше?
- А.Ш.:Раньше я считал, что в центре страны дороги, как на западе. Там, говорят, они ровные, как стол. Оказывается, заблуждался. Лучшие дороги, которые я видел, те, что ведут в район БАМа. Хуже – в Пермской области.
- «АиФ-Владимир»: Если продолжать сравнивать, разнятся ли цены на продукты в разных регионах? И вообще, много ли ты тратишь денег на поход?
- А.Ш.: Про еду я уже говорил – в пути ем очень мало. На бензин тратиться не надо (улыбается), поэтому обхожусь минимумом средств. Бывает, что сотня рублей залеживается в кармане неделями – не на что тратить. Цены на продукты немного разнятся. У вас дешевле молоко, но дороже хлеб. Зато у нас молочные продукты разнообразнее и, я бы сказал, вкуснее. Особенно майонез. Я бы еще сравнил отношение людей. В Сибири расстояния большие, путников много. Поэтому к ним относятся с меньшим любопытством, но чаще предлагают практическую помощь. В центре страны, что называется, «зевак» больше, но они какие-то безучастные. Правда, в Муроме нашел единомышленников, с которыми теперь будем общаться и, возможно, вместе ходить в походы.
- «АиФ-Владимир»: Веломаршрут напрямую зависит от погоды. Какую погоду ты не любишь?
А.Ш.: Не люблю яркое солнце и жару. А ненастье, в понимании большинства, мне, наоборот, нравится. Дождь – это вообще привычное явление. Шел как-то по трассе в сторону Абакана. Сначала моросил мелкий дождь, потом разошелся сильный ливень. Сбоку заливает вода из-под колес от огромных фур, идущих по дороге, сверху и в лицо – дождь. И встать не могу – кругом открытое место. Кручу педали, а от самого аж пар идет. Потом нашел все-таки место, встал на ночевку, и всю ночь потом меня одолевали слизни. Видимо, такой был сырой, что они приняли меня за своего.
Еще одно препятствие в дороге – пыль. Если ехать на машине – она не так заметна. На щебеночных дорогах Зауралья, да если впереди тебя идет караван фур, смог стоит такой, что на расстоянии вытянутой руки ничего не видно. Идти без марлевой повязки невозможно. Но и она не защищает на 100%. Плеваться «щебенкой» потом приходится долго.
Фото: Людмилы Кузнецовой
Комфорт – развращает
- «АиФ-Владимир»: Получается, что велотуризм не очень экологичный вид путешествия.
А.Ш.: И чистой экологии, и девственных мест, где на сотни километров нет ни одного человека, хватает. Были в моей практике и смешанные маршруты. Ходил по Байкало-Ленскому заповеднику. Часть пути предстояло пройти водой, потому что по берегу или скалы, или непроходимые места. Я взял с собой маленькую надувную лодку весом в 2,5 кг, чтобы на ней перевозить велосипед. Думал, что быстро пройду эту часть пути, но передвигался по пояс в воде полсуток. Кто знает байкальскую воду, поймет, что это было за испытание. Но не только холодная вода стала препятствием. Всю дорогу вдоль береговой линии меня сопровождали буруны. Несколько раз они заливали лодку, и мне стоило большого труда удержать ее на плаву. Тогда за два дня я прошел 40 км по воде.
- «АиФ-Владимир»: То есть твой велосипед можно назвать и водным, и горным?
- А.Ш.: Я себя даже называл в шутку «царь горы» после того, как прошел 300 км до Енисейска по горным перевалам. Уже на четвертый день после начала пути от постоянного напряжения стали хрустеть суставы. Чтобы тащить себя и машину в гору с уклоном 3-4 км, нужны большие усилия. Плюс постоянный напряг от того, что в тайге водятся хищные звери. Про медведя я уже рассказывал. У меня, конечно, были с собой перочинный нож и зажигалка, но этого, понятное дело, мало.
- «АиФ-Владимир»: Оружие даже в тайгу не берешь?
- А.Ш.: Тут, как у Чехова, если ружье висит, оно должно выстрелить. Лучше не провоцировать судьбу.
- «АиФ-Владимир»: Не пройдена еще и половина пути этого маршрута, но наверняка есть уже и другие планы?
- А.Ш.: Может быть, о них еще рано говорить, но в следующий раз собираюсь пойти на Алтай, в Тыву и Хакасию. Это около 4 тыс. км. После этого маршрута хочу сходить через Читинскую область и Манчжурию в Харбин, а затем через Владивосток вернусь домой. И еще есть одна мечта: пройти по Западной Европе. Но это уже долгий маршрут, не меньше, чем на полгода. Обязательно хочется доехать до Испании, чтобы попрактиковать свой язык.
- «АиФ-Владимир»: Что тебе дают такие путешествия, кроме хрустящих от напряжения коленей, слизней и прочих неудобств?
- А.Ш.: Я бы каждому посоветовал хотя бы раз сходить в такой поход. В обычной жизни мы суетимся и злимся по мелочам. В пути – совсем другое измерение времени и человеческих ценностей. Удобства и комфорт развращают человека. В дороге можно по достоинству оценить всю красоту и значимость жизни. Я еще не закончил свое академическое образование, но уже сейчас могу сказать, что один такой поход дает во много раз больше знаний, чем несколько лет учебы в вузе.
Смотрите также:
- Не до свадьбы. Шесть признаков того, что у ваших отношений нет будущего →
- Михаил Прохоров: «Обращайтесь ко мне без отчества, я люблю попроще» →
- Муж и жена работают вместе. Хорошо ли это для семьи? →