Сегодня местные жители стараются обходить стороной мрачный дом, но не из-за предрассудков - боятся за свою жизнь. По вечерам здесь можно встретить не только «мутные» компании, но и наркодилеров, прячущих закладки спайса.
Развалюха в центре
В годы Первой мировой войны Александр Лукич Лосев на месте снесённого городского ночлежного приюта на свои деньги построил во Владимире «Дом дешёвых квартир» имени Луки Васильевича и Пелагеи Ивановны Лосевых и Матвея Васильевича и Евдокии Степановны Лосевых. Жильё давали всем нуждающимся - вдовам и брошенным мужьями жёнам с детьми. В годы Первой мировой здесь даже ютились беженцы.
- В «особняке» было 47 комнат, причём 29 из них - бесплатные. Гости могли приходить до 10 часов вечера, - рассказывает владимирский краевед Маргарита Попова. - Поддержание чистоты на лестницах, кухне и в коридорах возлагалось на квартирантов. Все эти правила предписывались уставом дома, который утвердил сам губернатор. В совет дома вошли многие гласные городской думы и даже городской голова. Управляла домом заведующая. В уютном зале располагалась школа рукоделия, где детей учили ремёслам, огородничеству и садоводству. Во дворе построили двухэтажный детсад, куклы и игры для которого покупали в Москве. Любопытно, что дом этот Лосев передал городу - «на вечный помин души его родственников».
В советское время, с 1930-х годов, здесь размещался химико-механический техникум, ставший позднее химико-технологическим. С 1994 года на условиях безвозмездного пользования дом занял юридический факультет. Потом юристы переехали в новый корпус. В 2012 году здание законсервировали...
Живём в страхе
Сегодня монументальный дом с богатой историей представляет жалкое зрелище: стёкла выбиты, окна нараспашку, обшивка стен раскурочена, лестницы завалены хламом и мусором, проводка срезана, на полу валяются бутылки, окурки…От евроремонта, сделанного на деньги учеников юрфака, не осталось и следа.
- Сюда приходила декан, плакала, - рассказывает жительница одного из окрестных домов. - Она в шоке: «Ну что ж это такое сделали». Бывший комендант иногда ко мне заходит, - тоже плачет. Вы не представляете, сколько она туда вложила сил! Благодаря ей местную угольную котельную перевели на газ!
Соседство с «памятником истории» превратилось для жителей улицы Годова гора в настоящий кошмар. Люди боятся вечером выпускать детей - в доме-призраке «прописались» сомнительные компании. По словам местных, полицию раньше сюда вызывали чуть ли не каждый день. А сейчас «отморозкам» даже страшно замечание сделать. Вдруг решат отомстить...
- Часто сюда приходят наркодилеры - прячут закладки спайса. Одного я как-то спугнула! Мы устали вызывать полицию! Здесь вечно околачиваются подростки - пьют, курят, шумят. А ещё они разводят костры и курят прямо под газовой трубой. А ведь в ней остался газ. Мы боимся, что однажды либо заброшенный дом «полыхнёт», либо газовая труба взорвётся.
Особую популярность «заброшка» приобрела после публикаций её фотографий в социальных сетях.
- Началось настоящее паломничество: подростки приходят сюда ради острых ощущений, кто-то устраивает экстремальные фотосессии. На днях парень фотографировал девушку, так та забралась позировать на крышу! Здесь проводят даже квесты! А если на голову потолок рухнет? Кого накажут?
Решение проблемы жители видят в полной «изоляции» здания: - Надо заколотить окна и внутри, и снаружи, а то парни выдирают доски прямо с гвоздями, удивитесь - решётки гнут! Может, имеет смысл вести патрулирование, - предлагает пенсионерка из рядом стоящего дома.
Приказом госинспекции здание включено в перечень выявленных объектов культурного наследия. Поскольку владелец здания на Годовой горе - городская администрация, именно на ней лежит обязанность по его содержанию. Сегодня дом выставлен на торги. Правда, из-за неудобной логистики найти арендатора довольно проблематично.
Комментарий
Начальник управления по связям с общественностью и СМИ администрации города Владимира Александр Карпилович:
«Я там 2 недели назад был. Сердце кровью обливается. Хоть постового с ружьём выставляй. Улица Годова гора с точки зрения современной городской логистики, ориентированной преимущественно на автотранспорт, расположена не очень удачно: с одной стороны - неудобный заезд с улицы Вокзальной, а с другой - крутой спуск от «Палат». Зимой вообще беда. И потом, это «медвежий угол» - район железнодорожного вокзала, рядом с которым застройка здесь почти исчезла. Находиться кому бы то ни было в этом месте уже не безопасно, и не всякий арендатор сюда пойдёт. В этом единственная проблема. Здание само по себе крепкое. Мы его законсервировали после того, как съехал последний арендатор. Но даже консервация, заколоченные окна и двери не уберегли дом от вандалов».