Лухерия манящая. Дивная река: «янтарь, настоянный на коньяке»

Небольшая речка с неспешным течением и лесистыми берегами. Туристы-байдарочники стремятся к ней отовсюду. © / Из личного архива

   
   

Но есть места, которые раз и навсегда притягивают своим природным магнетизмом. Например, река Лух, которая протекает по нескольким областям центрального региона и впадает в Клязьму под Гороховцом. Небольшая речка с неспешным течением и лесистыми берегами. Казалось бы, в ней нет ничего особенного, но туристы-байдарочники стремятся к ней отовсюду. Группа из Мурома, руководимая Михаилом и Натальей Масловыми, бывает здесь ежегодно на протяжении почти двух десятков лет. Чем привлекает и удивляет этот маршрут, рассказывает Наталья Маслова.

Царская дорога

Людмила Кузнецова, vlad.aif.ru: - Наталья Владимировна,  почему именно Лух на протяжении стольких лет?

Наталья Маслова: - Если коротко сказать - от добра добра не ищут. Маршрут идеален для семейного туризма. А у нас в команде часто бывают новички и дети. Своих сыновей Степана и Володю мы стали брать в эти походы совсем маленькими. Недавно родился внук. Чуть подрастёт, будем и его брать. Здесь прекрасная природа, хорошие места для стоянок, привлекательна для прохождения и сама река.

Лух берёт своё начало на границе Ивановской области. Есть несколько вариантов начала и окончания маршрута. Чаще всего мы стартуем от села Флорищи Нижегородской области. Хотя наш поход всегда байдарочный, стараемся не упускать возможность посмотреть местные достопримечательности. Во Флорищах очень интересный Свято-Успенский мужской монастырь - Флорищева пустынь. Со стороны выглядит сказочным островом, возвышающимся на высокой песчаной горе посреди бескрайнего зеленого океана из соснового бора. Белые красавцы-храмы хранят многовековую историю.  Первая деревянная церковь на этом месте была построена  в марте 1651 года.  При царе Фёдоре Алексеевиче начался расцвет монастыря Флорищева пустынь. Царь даже сам ездил туда в поисках людей истинной веры и святых чудотворцев. Специально для этого из Москвы через Вязники и далее напрямую через непроходимый лес проложили дорогу к монастырю, которую стали называть Царской. 

Горавы, Кщара, Юхорь - музыка слов

Л.К.: - Сейчас её, конечно, нет?

   
   

Н.М.: - Нет, конечно. Но вот остатки другой узкоколейной железной дороги нам встречались. Эти пути вели к  торфяным разработкам, на которых работали заключённые. Дорога давно заброшена, но большой насыпной вал, прямой, как стрела, и никогда не зарастающий, словно по сей день хранит переживания и чувства узников. Мы иногда делаем пешие переходы по ней. Кажется, если прислушаться, то сквозь шум деревьев можно услышать далёкие голоса арестантов, лай собак и окрики охраны.

Л.К.: - Суровая картина…

Н.М.: - Ну, это только местами. А сам Лух и его берега живописны и колоритны. Из-за многочисленных торфяников у реки  янтарно-коньячный цвет. Берега песчаные и поросшие сосновым лесом. Словно с картины Левитана. Между собой мы называем прибрежную зону реки Лухерия. Река красивая, но коварная. Много затопленных деревьев, которые могут стать ловушкой даже для опытного туриста. Вот представьте - дерево упало в воду, ветки его торчат в воде в разные стороны, но их не видно. Если попасть на такую «мину», она может пропороть днище лодки, как ножом.

Л.К.: - Были такие случаи?

Н.М.: - Много раз. Поэтому стараемся держаться вместе, чтобы при необходимости помочь товарищу. Ну и первый закон байдарочника - все вещи должны быть упакованы в герметичные мешки. Тогда вода не страшна. Но лучше быть внимательным и избегать ЧП.

Л.К.: - Это ведь заповедная зона?

Н.М.: - Да, Лух  большей частью протекает по Клязьминско-Лухскому заказнику. Карстовые озёра, которые расположены недалеко от русла -  Горавы, Кщара, Печкара, Санхара, Юхорь считаются региональными памятниками природы. Поэтому прежде, чем отправиться в поход, мы обязательно изучаем сайт заповедника, чтобы знать обо всех требованиях при нахождении в нём. Там же обозначены все оборудованные стоянки на маршруте. За много лет хождения в походы мы научились, что называется, не оставлять после себя следов. Могу сказать, что на Лухе тоже относительно чисто. То ли оттого, что туристы, в отличие от просто отдыхающих, всё-таки приучены уважать природу, то ли из-за контроля со стороны руководства заповедника, но на стоянках нет таких свалок, которые мы часто видим в пригородной зоне.

Кто здесь?

Л.К.: - Природа - это ведь не только флора, но и фауна. Встречались с кем- то из её представителей?

Н.М.: - Самые активные и смелые - мыши. Они здесь настолько прикормлены, что не стесняются даже палатку прогрызть, идя на запах - не говоря уж о пакетах. Поэтому весь провиант стараемся подвешивать так, чтобы серая братия до него не добралась. Часто встречали биологические отходы лося. Причём, судя по размерам, сохатые здесь довольно крупных габаритов. Говорят, что он ставит ноги так, что двигается почти неслышно. Может быть, поэтому свежие экскременты видели, а их хозяина - нет. Много встречалось кабаньих следов. Лесной «хряк» довольно агрессивное животное, особенно, если с детёнышами. Поэтому, если видели нарытые свиные следы, старались обойти это место стороной. На реке много поваленных деревьев, это хорошее место для жизни околоводных млекопитающих - выхухоли, ондатры, бобра. Иногда в воде что-то всплескивало крупных размеров, возможно, это и были они. Всего на территории заказника  - 16 видов животных, занесённых в Красную книгу России, и 30 видов животных, занесённых в Красную книгу нашей области. Часто попадаются змеи. Всегда объясняю, особенно детям, что по лесу надо ходить с палкой и желательно в резиновых сапогах. Идёшь по лесу и постукивай палкой. Это предупреждение гадам, что мы идём. Им ведь тоже нет смысла просто так нападать. Только если застали врасплох.

Досье
Наталья Владимировна Маслова. Врач-пульмонолог ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 2». Окончила Ивановский медицинский институт (ныне - ИвГМА). Со студенческой поры пристрастилась к туризму. Вместе с мужем ходит в байдарочные и пешие походы более 3-х десятков лет. С родителями путешествуют и оба их сына, их друзья, друзья друзей и просто знакомые. Считает, что основное правило туризма - не оставлять за собой никаких следов.

Вообще, места здесь особенные. Я бы сказала - малолюдные, глухие, производящие сильное, но сказочно-зловещее впечатление. И это несмотря на то, что на воде можно довольно часто встретить байдарочников. Берега большей частью песчаные. Чистые, словно золотые, пляжи встречаются очень часто. Но эта же песчаная почва стала погибельной для многих деревьев. Берега во многих местах обрушаются, унося за собой огромные корабельные сосны, которые стоят вплотную к воде. Страшно представить эту картину, услышать треск падающих деревьев, увидеть ломающиеся кроны. Вообще, интересно было бы посмотреть, что происходит на местах стоянок, когда там нет людей.

Уважай их законы

Л.К.: - Наверное, и птицы там какие-то особенные?

Н.М.: - Да, действительно. Много раз ночью слышали очень своеобразный птичий крик. Он ни на что не похож. Даже не знаю,  с чем сравнить. Интересно было бы посмотреть, кому принадлежит этот необычный «голос». По пути встречали немало цапель. Стоят себе в воде  и почти не боятся людей. Много уток. Шли мы как-то, и вдруг, чуть ли не из-под весла, выскочила утка и с криком полетела в сторону. Подумалось, что наверное уводит нас от гнезда.  Поулыбались ей вдогонку - не нужны нам твои птенцы. Но, когда увидели в небе беркута, заволновались - видимо, не нас она уводила от своего дома, а его. Всего здесь водится около 200 видов различных пернатых.

Вспомнилась ещё одна история, связанная с птицами. В одном месте попались нам  на воде старые сети. В них трепыхались мелкая рыбёшка и… чайка. Видимо она позарилась на лёгкую добычу и попалась на крючок в снастях. Птица никак не могла выбраться, а над ней кружил и переживал за неё  партнёр - он или она, не знаю. Мы подошли к пленнице, сняли её с крючка и отпустили. Пошли дальше, а эта пара ещё долго провожала нас, то снижаясь, то поднимаясь вверх. Словно благодарили за спасение. Видимо, птицы тоже могут испытывать какие-то чувства.

Вообще, природа - сложный «механизм». Мы не задумываемся об этом, отправляясь в лес. А зря. Как в каждом доме, там есть свои законы и правила, которые все приходящие в него должны соблюдать. Надо всегда помнить об этом.