Школа для родителей. Любить ребёнка - целая наука

Один из пяти  

   
   

Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru: - Ольга Станиславовна, как в настоящее время у нас в регионе обстоят дела с заболеваемостью детей в целом и неврологическими проблемами в частности?  

Ольга Рунова: - Состояние здоровья наших детей является важным показателем благополучия общества. Здоровье подрастающего поколения имеет социальную обусловленность и зависит не только от качества медицинской помощи, но и общества в целом: от родителей, от воспитателей и учителей, от гражданского общества - одним словом, от всего, что окружает ребёнка.

Поэтому если еще несколько лет назад мы все усилия направляли на лечение болезни, то сейчас вернулись к профилактике, формированию здорового образа жизни.

Т.М., vlad.aif.ru: - Какие болезни чаще всего встречаются у наших детей?

О.Р.: - К сожалению, состояние здоровья детей оставляет желать лучшего и с каждым годом ухудшается. И, если смотреть глобальнее, то создает реальную угрозу национальной безопасности страны.

   
   

Наблюдается рост функциональных расстройств и хронических заболеваний. Причём по всем классам болезней. Например, в дошкольном возрасте только каждый пятый ребёнок относится к первой группе здоровья, почти половина - имеют функциональные нарушения, то есть обратимые процессы. Но различные неблагоприятные факторы могут сделать их хроническими.   Печально говорить, но каждый третий ребёнок дошкольного возраста имеет хронические заболевания.

Т.М., vlad.aif.ru: - Наверное, хорошим здоровьем не могут похвастаться и подростки? 

О.Р.: - Да. Только 2,3% школьников здоровы, то есть имеют первую группу здоровья, треть - вторую группу, то есть функциональные нарушения. А у 68% подростков есть хронические заболевания (это третья группа здоровья). Отмечу, что данная тенденция обозначилась с начала 2000-х годов.

Т.М., vlad.aif.ru: - Что влияет на здоровье детей?  

О.Р.: - В первую очередь, социальные факторы, которые усугубляют состояние ребёнка: окружение, образ жизни, добавим к этому питание, экологию и прочее. 

Т.М., vlad.aif.ru: - А психологический климат в семье?

О.Р.: - Конечно, он влияет, а иногда даже играет определяющую роль. Дети из неполных, малообеспеченных, неблагополучных семей, где один из родителей или оба выпивают, не пышут здоровьем. Ссоры и выяснения отношений в семье негативно отражаются на маленьком человеке. В первую очередь, страдает бронхо-лёгочная система, особенно у маленьких  детей. Между тем, первые три года жизни очень значимы для малышей. От того, в какой обстановке рос ребёнок - был он любим, спокоен, счастлив - зависит в дальнейшем, будет ли успешен, уверен, приспособлен к социальным условиям.

Комплексная помощь

Т.М., vlad.aif.ru: - У вас, врача высшей категории, многодетной мамы, немалый опыт работы с детьми. Что можете рекомендовать современным родителям в плане достойного воспитания детей? Многие мамы и папы очень часто консультируются не с реальными специалистами, а с виртуальными - из Интернета?

О.Р.: - Интернет в данном случае - пагубная вещь. Ведь там свои комментарии оставляют и профессионалы, и дилетанты. Причем непрофессионалов больше.  Их советы и рекомендации могут нанести непоправимый вред маме и её малышу. 

Хотите быструю интернет-консультацию? Заходите на официальный сайт поликлиники № 6 - www.cc37.ru. Например, на нашем сайте есть и консультации специалистов по самым актуальным темам, и ответ на вопросы родителей, и памятка от несчастных случаев. Добавлю, что у каждого лечебного учреждения города есть свои сайты.

Т.М., vlad.aif.ru: - Лучше, наверное, прийти в поликлинику лично?

О.Р.: - Да. Здесь вам окажут медико-социальную помощь. Это консультации, профилактическая и лечебно-диагностическая помощь педиатра, психолога, юрис­консульта и социального работника. Важно, что отделение медико-социальной помощи активно взаимодействует как со всеми структурными подразделениями поликлиники, так и органами опеки, соцзащиты, образовательными учреждениями. Отрадно, что сейчас порядок оказания педиатрической помощи чётко структурирован.

Дефицит любви

Т.М., vlad.aif.ru: - С какими проблемами часто обращаются родители?

О.Р.: - Как правило, это неуспеваемость детей, длительная адаптация (приспособительная реакция к детскому саду или школе), агрессивность в отношении близких, сверстников, воспитателей, учителей. Немного статистики. Половина современных детей агрессивны. Проблемы в общении дома и в школе наблюдаются у 55% детей. Эмоциональный  дискомфорт в семье  испытывают 76% детей, как ни грустно это звучит.

У нас работает медико-психологический консилиум, который направлен на развитие индивидуальной программы реабилитации таких детей.

Т.М., vlad.aif.ru: - Чем можно объяснить тот факт, что дети одиноки, агрессивны? Занятостью родителей, их невниманием?

О.Р.: - Дефицитом любви и внимания родителей, причём начиная с самого рождения ребёнка. Родители заняты работой, дети предоставлены сами себе. Нет живого общения, и, как следствие, у ребёнка не формируются коммуникативные навыки.

Т.М., vlad.aif.ru: - А исправить ситуацию можно?

О.Р.: - Мы попытались это сделать, создав на базе поликлиники проект «Институт образования семьи». Здесь несколько факультетов. Один из самых важных,  интересных и значимых - это факультет талантливых родителей - для будущих мам. 

В ноябре 2014 года наша школа для беременных будет отмечать свой первый юбилей - пять лет. 

Т.М., vlad.aif.ru: - Быть мамой - это своего рода талант?

О.Р.: - А как же! Мамой женщина становится не с того момента, когда на свет появляется её малыш, а когда она понимает, что беременна.  

Крепкие связи

Т.М., vlad.aif.ru: - Ольга Станиславовна, бытует мнение, что чем раньше и чем больше мама занимается с малышом, тем более успешным и умным он вырастает. Это правда?

О.Р.: - Это правда! Сейчас мамы относятся к грудному вскармливанию по большей части отрицательно и к трём месяцам прекращают кормить. Между тем, чем крепче связь «мама-ребёнок», тем лучше психическое состояние ребёнка. Многие с малышами не разговаривают. Чем больше мама занимается с малышом, тем он успешнее в жизни. 

Хочу уточнить, что наша задача -  не сформировать вундеркинда, а облегчить вхождение ребёнка в социум.
Наша цель - это счастливая мама и здоровый, счастливый ребёнок. Женщина всегда может прийти в поликлинику и получить методические рекомендации на зону ближайшего развития, если развитие ребёнка соответствует возрасту. Зона развития на первом году жизни составляет месяц, на втором - квартал, на третьем - полугодие.

Т.М., vlad.aif.ru: - Число мест в школе для беременных ограничено?

О.Р.: - К нам приходят женщины со всего города и даже из других регионов России. И мы рады видеть всех желающих. Курс состоит обычно всего из 7-8 занятий, но обладает потрясающим эффектом.
Так, по нашим данным, на начало занятий доброе, уважительное отношение к своему ребёнку имели только 24,5% женщин. Половина беременных испытывали тревогу за своего ещё не родившегося малыша. К концу занятий 96% мам имели положительный эмоциональный статус, тревожность, соответственно, уходила.

Это показатель того, что женщина уже ощутила себя мамой, и ребёнок, находясь в её животе, развивается хорошо. Это очень важно.

О других факультетах - «Аистёнок», «Лесенка открытий», «Речецветик», «Растишка», «Скоро в школу» и прочие - вы можете узнать в поликлинике. Все занятия бесплатные.

Т.М., vlad.aif.ru: - Что в заключение вы можете сказать мамам и всем, кто собирается ими стать?

О.Р.: - Умейте любить ребёнка. А что такое уметь любить? Это значит, много думать и многому учиться, переживать, отказываться от нехороших привычек, предрассудков, учиться любить и уважать самого себя. Берегите себя и своих близких и будьте счастливы и здоровы!

Фото: АиФ-Владимир

Досье:

Ольга Рунова - врач высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук, многодетная мама. Родилась в Вологодской области, долгие годы проживает в Иванове. Закончила педиатрический факультет Ивановского государственного медицинского института. В ординатуре получила специальность детский невролог. В 1986 году пришла работать неврологом в детскую поликлинику № 6 г. Иваново. В настоящее время является главным врачом поликлиники.