Куда уехал цирк? Во время ремонта представлений не будет

   
   

На должность директора Николай Наумов был назначен в июне этого года. 

От клоуна до директора

Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru: - Николай Николаевич, давайте знакомиться. 

Николай Наумов: - Сам я родом из Тулы. Свою карьеру начинал униформистом в цирке в 17 лет. Можно сказать, что я самоучка. 

Т.М.: - Помните свой первый поход в цирк?

Н.Н.: - А как же! Тогда я учился в первом классе. Пришёл на представление, увидел Попова и его дрессированных животных, клоунов и потом «заболел» цирком. Признаюсь, что в школе начал ярко одеваться, меня за это даже ругали: как петух. А я уже представлял себя клоуном. 

Я работал в Эмиратах, также в Китае и Индии. Там красиво, зарплата высокая, публика с восхищением смотрит представления. Но потянуло на родину. Потому что где родился, там и пригодился.

   
   

В частности, на собственные заработные средства я отремонтировал цирк в Новосибирске (бюджетных денег не было потрачено ни копейки), благоустроил цирк в Омске. 

С июня нынешнего года назначен директором Ивановского цирка. Одна из моих первостепенных задач - отремонтировать цирк, сделать его прибыльным не в ущерб качеству демонстрируемых представлений. 

Т.М.: - Объём работ огромный: наш цирк не видел ремонта больше 30 лет. Расскажите, с чего начнёте. 

Н.Н.: - Начнём с крыши. Алюминиевая «чешуя» купола за долгие годы разрушилась и проржавела. Поэтому мы её заменим. Будет полностью меняться крыша, которая в настоящее время течёт. А также все окна и витражи. Сейчас уже начались работы по ремонту фасада с использованием новых современных технологий. Этими работами занимается специализированная фирма из Санкт-Петербурга.

Вместо старых полуразрушенных лестниц появятся новые - удобные и безопасные. Особое внимание уделим туалетам: они станут комфортными, светлыми, чистыми. 

Электрооборудование заменим на новое, установим светодиодные лампы, новые электрические распределительные щиты. 

В зрительном зале будут новые сиденья - удобные и практичные. Сюда также проведут отопление. Преобразится и фойе, заработает гардероб. 

Т.М.: - Лотки с поп-корном, сахарной ватой, лимонадом, воздушными шарами и забавными игрушками останутся?

Н.Н.: - Скажу откровенно, в цирках, где я работал ранее, такой отрытой торговли в фойе никогда не велось. Она была цивилизованной. В данном случае, думаю, необходимо её структурировать. 

Т.М.: - Я правильно вас поняла, ивановский зритель уже скоро увидит красивый, светлый, яркий цирк в стиле хай-тек?

Н.Н.: - Я считаю, что цирк непременно должен быть ярким, добрым, поднимать настроение, дарить радость. У зрителя по окончании представления должно рождаться желание прийти сюда снова. Дизайн интерьера, безусловно, играет немаловажную роль. Основным будет «вкусный» апельсиновый цвет. А дополнять его будут стильный шоколадный и пастельный кремовый.  

Одним словом, наша задача - вернуть Ивановскому цирку статус постановочного, чтобы приезжие артисты здесь не только выступали, но и ставили программы. Все условия для этого есть. Я имею в виду наши манежи, которые после ремонта станут еще более функциональными. Мы отремонтируем гостиницу, благоустроим вольеры для животных. 

Т.М.: - Когда после ремонта цирк откроет свои двери?

Н.Н.: - Мы планируем к новогодним представлениям открыть цирк. Но возможны и задержки. Не исключены проблемы с коммуникациями, системой вентиляции, которые также долгое время не ремонтировались. 

Подняться из руин

Т.М.: - Ивановский цирк в последние годы стал убыточным, наверное, как и большая часть цирков других российских областей. Какие пути выхода из кризиса вы видите?

Н.Н.: - Если политика администрации правильная, то выйти из кризиса реально. Этим вопросом просто нужно заниматься. Могу сказать, что цирки многих регионов находятся в сложном финансовом положении. Но лично я из руин поднял цирки в Новосибирске и Омске. Ничего непосильного нет. 

Т.М.: - Сколько составляет заработная плата людей, занятых в цирковом искусстве?

Н.Н.:- Заработная плата определяется Минкультом РФ в соответствии со штатным расписанием. Она, к сожалению, невелика. Это общероссийская проблема. Просто в разных регионах есть надбавки и коэффициенты. 

Поэтому сейчас перед нами ставят задачу - вывести цирк на самоокупаемость. За счёт этого можно увеличить зарплату сотрудникам. 

Т.М.: - Как можно дополнительно привлечь средства? 

Н.Н.: - Как вариант - за счёт аттракционов, работы буфета, столовой, проведения на базе цирка различных выставок. Можно привести в порядок автостоянку у цирка  и прочее. 

Студия чудес

Т.М.: - На последнем перед долгожданным ремонтом представлении вы сказали, что в зале присутствуют дети-переселенцы из Украины. Чья идея была пригласить детвору на представление?

Н.Н.: - Цирк, чудеса и фокусы должны быть в жизни каждого ребёнка. Поэтому лично по моей инициативе мы реализовываем социальный проект по поддержке детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Я сейчас говорю не только про детей, убежавших от войны, но и про ребят из малообеспеченных семей, из детских домов, про детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Также бесплатно мы приглашаем на представления ветеранов Великой Отечественной войны.  

Эти социальные проекты я реализовывал и в других городах. Иваново не стало исключением.   

Т.М.: - Ходит слух, что после ремонта на базе Ивановского цирка появится детская цирковая студия. Это так?

Н.Н.:- Это действительно в планах! Я считаю, что мы должны воспитать здоровое поколение - и физически, и психологически, и морально здоровое. Детская цирковая студия будет открыта для детей от 6-7 лет. 

Отмечу, что в цирк по большей части приходят люди-самоучки. Но природный талант, необходимый в цирке, остаётся нераскрытым у многих-многих людей. Почему бы всем желающим ребятам не попробовать раскрыть его? Родителям я бы рекомендовал поддержать интерес и желание ребёнка. 

К тому же, все занятия здесь будут проводиться бесплатно. Это моя принципиальная позиция. 

Большая дружная семья

Досье
Николай Наумов - академик циркового искусства, академик духовной академии народов мира, заслуженный работник культуры РФ, Почётный гражданин г. Новосибирска. Родом из Тулы. За долгие годы работы в цирковой сфере был артистом, администратором, прокатчиком, директором цирков. Имеет 25-летний стаж как клоун. Имеет двух детей, внука и внучку.

Т.М.: - Вы 25 лет работали клоуном. Какими качествами должен обладать клоун современного цирка?  

Н.Н.: - Цирк без клоуна существовать не может. Это факт. Самое главное для клоуна - надо чувствовать зрителя.

Есть рыжие клоуны, клоуны Бим-Бом, а есть жизненные клоуны, как Юрий Никулин, например. То есть на сцене они показывают то, что видят в жизни. К таковым я отношу и себя.

Т.М.: - Есть любимые антрепризы? На последнем перед ремонтом представлении в нашем цирке вы вышли на арену в роли прораба, что выглядело символично…

Н.Н.: - Да, я помог коллегам. Лично мне очень нравятся жизненные антрепризы с социальной функцией: о вреде курения, к примеру, сценки, пропагандирующие здоровый образ жизни, занятия спортом.  

Т.М.: - По вашему наблюдению, какими представлениями больше интересуется современный зритель - шоу, экзотикой, экстримом?

Н.Н.:- Популярность зависит от программы. Шоу со спецэффектами, шикарными костюмами и лазерным шоу, необычными животными и трюками, безусловно, востребовано. Но особенность российского цирка в том, что помимо этих инноваций он сохранил и искусно демонстрирует традиции старой цирковой школы. Это касается и клоунады, и дрессуры, и акробатики, и многого другого. 

Т.М.: - Как часто рекомендуете ивановцам и гостям города - юным и взрослым - ходить в цирк?

Н.Н.:- В России есть два храма: храм божественный, куда мы приходим молиться, каяться, просить поддержки и помощи. И храм искусств, то есть цирк. Человек здесь показывает свои таланты и мастерство без компьютерной обработки, как говорится, в натуре. Здесь всё живое, настоящее: храбрость у дрессировщика, красота и грация у воздушных гимнастов, умение рассмешить публику у клоунов. А все вместе мы - одна большая, дружная семья. Если у нас радость - то общая. И неудачи, неурядицы мы переживаем все вместе, поддерживая друг друга.   

Очень хочется, чтобы современный зритель как можно чаще приходил в храм искусств. И чтобы каждый раз после окончания представления знал, что уже совсем скоро придёт сюда снова.