Как я прадеда нашёл. Владимирец - о поисках пропавшего без вести солдата

Тамара Лобова / Из личного архива

   
   

Эта сухая формулировка хуже, чем весть о гибели. Пропал и всё, будто и не было человека. Сгинул. Частые поездки родни по разным инстанциям успеха не принесли, везде был один и тот же ответ, ничего нового, ни одной путеводной нити. Спустя 70 лет я неожиданно для себя нашёл прадеда…

Случайный документ

В моей семье прадед почти не упоминался. Моя бабушка сильно переживала потерю отца, да и что она могла рассказать? Что запомнила 8-летняя девчушка, провожавшая отца на фронт? На момент поиска я знал лишь фамилию, имя и отчество прадеда и его былое место жительства. Больше ничего. Из-за советских профилактических мер против врагов народа и переезда в другой город документов почти не осталось. Семья тех лет пережила национализацию дома и всего имущества, но выстояла, выжила. В общем, садясь за компьютер, я мало надеялся на чудо. Но искра надежды всё же теплилась в сердце. Я прошарил весь интернет, форумы, архивы, Книги Памяти - в списках боевых потерь одна и та же фраза «пропал без вести в 1941 году». По счастливой случайности, в архиве Минобороны в списке советских бойцов я наткнулся на человека «без роду и племени», без адреса, только инициалы такие же. Смутное предчувствие заставили меня просмотреть его досье и документы. В глазах всё поплыло - с фотографии, приклеенной к делу, на меня смотрел прадед… В досье я обнаружил сведения о боевой службе, где и когда его взяли  в плен. В карточке концлагеря фашисты с кропотливой дотошностью заполнили все данные, включая рост и цвет волос, приклеили фотографию и оставили место для отпечатков пальцев. Одним словом, немцы подготовились к войне даже в «бумажном» деле. Так я обрёл прадеда, но лишь наполовину. В представленных документах ни слова не было сказано о том, где он похоронен. Лишь послевоенная советская подпись гласила, что он умер в 1942-м. И больше ни капли информации. Позже я нашёл его формуляр в немецком архиве «Саксонских мемориалов», но и там отсутствовало место гибели. Прадеда мы отпели заочно в одном из храмов Владимира. Дальнейшие мои поиски могилы застопорились. Запросы в военкомат результата не принесли. Там он до сих пор числится «пропавшим»… Я написал много писем в архивы, в Германию, обращался даже в Красный Крест. Пока ответа нет, но я до сих пор надеюсь. 

Как искать

Я не могу расписать досконально всю технологию поиска, это очень сложный процесс, требующий много времени, нервов и терпения. Поэтому мои рекомендации для тех, у кого дома есть компьютер. По возможности соберите всю необходимую информацию о пропавшем (по месту проживания можно определить, каким районным военным комиссариатом он был призван). В интернете зайдите в электронный банк данных Минобороны https://www.obd-memorial.ru/, возможно, вы найдёте новую для себя информацию. Если оказалось, что ваш боец был в плену, вы можете попытаться найти его досье в базе данных «Саксонские мемориалы» - https://www.dokst.ru/. Не стоит забывать об электронных Книгах Памяти (их можно без труда найти в интернете, например, https://www.vladimir-city.ru/city/vov/). Кроме этого, в деле вам помогут «военные» сайты и форумы, например, https://bdsa.ru.  Если вы не можете найти информацию о пропавшем солдате через интернет, возможно, вам удастся найти какие-либо сведения с помощью специализированных архивов и запросов  в военкомат. Если вы настроились на полномасштабный поиск, то здесь вы найдёте описание его технологии - https://www.soldat.ru/doc/search/. В крайнем случае, можно обратиться к поисковикам - Владимирское региональное отделение общероссийского общественного движения «Поисковое движение России», электронная почта: pdr-33@mail.ru.