Сегодня в гостях у редакции «АиФ в Иванове» начальник аварийно-спасательного отряда города Иваново Людмила ДАНИЛОВА. Человек, которому в силу своей профессии постоянно приходится иметь дело со спасением человеческих жизней.
«Не дело придумала»
- «АиФ в Иванове»: Людмила Владимировна, как Вы оказались в службе спасения?
- Людмила Данилова: Руководителем аварийно-спасательных формирований работаю 8 лет. В городском отряде - три года. До этого была начальником поисково-спасательного отряда Ивановской области. А еще раньше - учителем начальных классов, физкультуры и ОБЖ.
В юности я воспринимала профессию спасателей как романтическую. С детства хотела помогать людям, я мечтала стать медсестрой. Теоретические знания по спасению людей в экстремальных ситуациях получила, преподавая детям предмет «Основы безопасности жизни» - школьная программа на 80% совпадает с программой курса спасателей. Пытаясь попасть в областной отряд спасателей, я пошла к начальнику. Он посмотрел на меня и сказал: «Меня в вас устраивает все, кроме одного, вы - женщина!». В ту пору девушек практически не было в этой профессии. Но я все-таки стала спасателем. Мы с детьми успешно выступали на соревнованиях, проводимых МЧС. Заместитель начальника ГУ МЧС России по Ивановской области поманил меня и говорит: «Ты загляни после соревнований ко мне». Когда я пришла, он сразу же предложил мне работу. Я согласилась. Через полгода сказали: «Иди, принимай отряд». Так я стала заместителем начальника областного отряда спасателей.
Животным тоже нужны спасатели/Фото: из личного архива
- «АиФ в Иванове»: Родные как отнеслись к столь кардинальной смене профессии?
- Л.Д.: Были очень удивлены. Мама даже полгода со мной не разговаривала: профессия учителя для нее была престижной, а тут дочь с какими-то мужиками «связалась». Сын сказал: «Мать, ты чего-то не дело придумала». А когда пришел из армии, сам пошел в спасатели.
На излом не вышло
- «АиФ в Иванове»: Как мужчины восприняли женщину-начальника?
- Л.Д.: Когда я пришла в областной отряд, ребята пытались взять меня, что называется, на излом. Просили помочь в самых трудных, грязных случаях или старались нагрузить тяжеленным оборудованием. Ну а я что: раз надо - значит, надо. Я выезжала со спасателями на все сложные вызовы: поиски в лесу, сильное зажатие пострадавшего в машине после ДТП. Позднее, став руководителем, я всегда старалась контролировать работу смен. Ребята обижались: вы что, нам не доверяете? В целом же с дисциплиной никогда проблем не было. Позднее я поняла, что им тяжело подчиняться женщине. Сейчас для меня самое главное, чтобы в коллективе были комфортные отношения. Я никогда не делаю замечания в начале смены, ведь спасателям еще 24 часа работать, стараюсь замечания высказывать в форме шутки, чтобы не задеть мужское самолюбие.
- «АиФ в Иванове»: На какие происшествия обычно выезжают спасатели?
- Л.Д.: Практически на все. На ДТП, на пожары, чтобы открыть окна, двери, перерезать решетки на окнах. Часто вызывают к детям, которые что-то надели на пальцы, на голову и не могут снять или откуда-то не могут вылезти, помогаем людям в различных трудных жизненных ситуациях
Вызывают вытаскивать коз, коров, провалившихся в глубокие ямы или колодцы. Просят снять кошек с дерева. Мы выезжаем, но я всегда говорю вызывающим: «Вы когда-нибудь видели скелет кошки на дереве? Нет. Захочет поесть, сама слезет». Спасатели же зачастую, чтобы снять животное, рискуют жизнью.
Эмоциональный «откат»
- «АиФ в Иванове»: Наверное, психологически очень тяжело на такой работе?
- Л.Д.: Мы с ребятами нередко разговаривали на эту тему. Пытались сравнивать свои ощущения... Вот поступил вызов. Едем в УАЗике, трясемся. Парни анекдоты рассказывают, смеются. Вдруг где-то посередине пути что-то словно отрезает. В машине тишина - началась работа. Алгоритм действий у нас отработан до автоматизма. Если спасатель будет сопереживать, сочувствовать, пропускать через сердце, то работать будет сложно.
Иногда жестко приходится обращаться и с пострадавшими, потому что зачастую, чтобы спасти, нужно причинить боль. На родниковской трассе как-то мужчина врезался в березу. Его зажало в автомобиле. Когда мы пытались раздвинуть кабину, чтобы его извлечь, он начинал кричать, так как ему зажимало ногу. Тогда я жестко сказала, что на спасение у нас всего 10 минут, а потом мы будем вынуждены отпилить ногу. Он поверил и, перестав кричать, дал себя вытащить.
Уезжаем с вызова - начинается эмоциональный «откат». Но если снова нас возвращают по каким-то причинам на место трагедии, это очень тяжело. Родственники, которые не верят, что больше ничего сделать нельзя и умоляют помочь, пострадавшие долго стоят перед глазами…
Ивановские спасатели работают на ДПТ/Фото: из личного архива
- «АиФ в Иванове»: А какой самый страшный случай у Вас был?
- Л.Д.: Мне часто задают этот вопрос. Вызвали нас как-то на площадь Революции: там из люка доносился то ли плач, то ли скуление. Ребята спустились, а на большой глубине сидит маленькая беленькая собачка и на шее у нее огромная толстая железная цепь… Это каким же нужно быть «нечеловеком», чтобы решив избавиться от животного, обречь его на такую мучительную смерть. Ведь даже цепь надели, чтобы она уж точно не вылезла…
Не хватает базы
- «АиФ в Иванове»: В работе спасателя, где речь идет о жизни и смерти и где счет идет на секунды, очень важно хорошее оборудование. Обеспечен ли отряд всем необходимым?
- Л.Д.: Да, мы хорошо обеспечены оборудованием и инструментами, процентов на 95 от потребности. У нас хороший гидравлический инструмент, бензопилы. У нас есть единственная в городе аварийно-спасательная пила, которая пилит все. Отряд хорошо оснащается расходными материалами.
Досье | |
---|---|
Любовь Данилова - начальник аварийно-спасательного отряда города Иваново, спасатель первого класса. Родилась в 1965 году в Иванове. В 1990 году окончила Шуйский Государственный педагогический университет. С 1984 по 2005 год работала учителем в школе. Восемь лет работает спасателем. Награждена Почетными грамотами и Благодарственными письмами министра МЧС России и губернатора Ивановской области. |
Не хватает нам собственной учебно-тренировочной базы. Хорошо, если бы был собственный скалодром, ведь альпинистская подготовка должна быть у каждого спасателя.
Требуется ребятам и подготовка к работе в изолирующих дыхательных аппаратах. А то на пожаре пожарные работают в дыхательных аппаратах, а рядом наш спасатель решетку разрезает или дверь открывает с незащищенными легкими. Чем больше человек отрабатывает навыки, тем более четко и быстро работает в критической ситуации. Такие базы есть сейчас практически во всех регионах. Да мы бы сами ее сделали, своими руками, нам бы только территорию выделили…
Но больше всего угнетает, пожалуй, недостаточное понимание обществом важности нашей работы. Спешит наша машина со спецсигналами по вызову, а на дорогах нас не пропускают. Как-то едем мы с вызова, а на светофоре открывается окно стоящей рядом машины и мужик начинает: что это у вас за работа, вы только водку пить умеете и больше ничего. А вечером этого же дня у нас вызов на вскрытие двери, которая каким-то образом оказалась под напряжением, а в квартире раздавались крики о помощи. Мы подъехали, начали работать, а я обратила внимание, что человек, который нас вызвал и жена которого кричит за дверью, все старается подальше от нас держаться. Когда мы вскрыли дверь и помогли пострадавшей, я узнала дневного «ругателя». Он же подошел и глухо сказал: «Извините».
Смотрите также:
- Не могу найти себе пару: в чем причины нашего одиночества →
- Осень - не для грусти. Как побороть хандру →
- Примирение постелью: скандал ради секса →