Дорожные войны. Жертвой аварии может стать каждый

В январе в двух ДТП с участием автобусов пострадали 12 человек, среди них - беременная женщина. © / ГУ МЧС России

«Добавим к этому необдуманные, даже глупые поступки пешеходов и автомобилистов - и будет понятно, почему в авариях калечатся и гибнут люди», - резюмировал Ясников.

   
   

Пассажиры калечатся в автобусных гонках 

Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru: - Андрей Владимирович, общественность до сих пор обсуждает аварию 19 января, когда микроавтобус, полный пассажиров, въехал в троллейбус, и девять человек пострадали. Что произошло? 

А.Я.: - Водитель микроавтобуса «Мерседес Бенц» с небольшим стажем вождения по категории «Д» не выдержал безопасную дистанцию, потому что отвлекся на пассажира, который передавал деньги за проезд. И маршрутка врезалась в троллейбус. 

Выяснилось, что водитель работает на маршруте, не имея договора с городской администрацией. Авария получила широкий общественный резонанс, в первую очередь, из-за поведения водителя маршрутки.  Он даже не открыл двери после ДТП, не поинтересовался, все ли живы-здоровы, а стал сокрушаться по поводу повреждений на микроавтобусе. 

Т.М.: - Почему на ивановских автобусах становится смертельно опасно ездить? 

А.Я.: - Давайте разбираться. Главный фактор - человеческий, отношение к делу. Есть водители добросовестные, законопослушные, которые ценят своё дело, ответственно к нему относятся. К сожалению, таких немного. Зато других, любителей погонять, выпить и на следующий день выйти на работу и так возить пассажиров - большинство. Это субъективная причина - отношение к своей работе: ответственное или наплевательское. 

Объективная причина: перегруженная транспортная сеть города. Лицензия есть у всех маршрутных транспортных средств, которые возят пассажиров. Другой вопрос, у всех ли есть договор, который юридическое лицо должно заключить с городской администрацией и, таким образом, официально перевозить пассажиров по определенному маршруту? Не все его заключают. 

   
   

Что получается: договоры имеют единицы, а лицензию - все. И на маршруте, кроме 20 автобусов с договорами, работают еще 40 - без договоров. Отсюда гонка за деньгами: кто первый, тот и заработает. О безопасности пассажиров в данном случае никто из перевозчиков даже не задумывается.

Т.М.: - Чем чаще всего грешат автобусники?

А.Я.: - Вот что говорят цифры: из 155 ДТП 100 произошли по вине водителей автобусов. При этом 127 человек травмировались. Чаще всего водители автобусов выезжают на полосу встречного движения, не соблюдают очерёдность проезда. Есть вопиющие случаи, когда водитель одной рукой держит сотовый телефон и говорит по нему, второй берёт деньги за проезд. А вот превышать скорость стали меньше и начали более аккуратно проезжать пешеходные переходы

Т.М.: - Как не попасть в ДТП, будучи пассажиром общественного транспорта: вовсе отказаться от него? Не у всех есть финансовые возможности ездить на такси или личном авто…

А.Я.: - Самое простое - пристёгиваться ремнями безопасности и не стесняться делать замечания водителю. При нарушениях со стороны перевозчика жалуйтесь в городскую администрацию в комитет по транспорту и в ГИБДД.

   

Посмотрите на состояние подъехавшего транспорта. Если он старый, ветхий, скрипящий, лучше не садитесь. Так можно решить сразу две проблемы: во-первых, не попасть в ДТП, если у маршрутки неожиданно откажут тормоза. А, во-вторых, если этот ветхий транспорт останется невостребованным, предпринимателю ничего не останется, как купить новый автобус. Таким образом, наш городской парк постепенно обновится.

Но и сами избегайте нарушений. Видите, что в маршрутке нет мест, дождитесь следующей. 

Когда дороги превращаются в каток

Т.М.: - Ещё одна проблема последнего времени: несвоевременная и некачественная уборка городских дорог от снега и наледи. 

А.Я.: - По моей информации, ежедневно в Иванове на уборку снега выходят порядка 30 единиц техники и пять бригад на расчистку пешеходных переходов. Вообще, часто в социальных сетях или форумах можно прочитать, что из-за неубранного снега происходит много аварий. 

Могу сказать обратное. В те дни, когда у нас были обильные снегопады, 90% ДТП происходило во дворах домов, а не на улицах города. 

Т.М.: - И все же, Госавтоинспекция наказывает должностных лиц за снежные валы, сужающие проезжую часть и ограничивающие обзор, за скользкость, провоцирующую аварийные ситуации? 

А.Я.: - Да. Сотрудники дорожного надзора ГИБДД регулярно проводят проверку зимнего содержания дорог. Например, в январе было возбуждено 5 административных расследований в отношении должностных лиц и одно на юридическое лицо - управление благоустройства администрации г. Иваново. Юридическое лицо будет оштрафовано на 300 тысяч рублей.  

Т.М.: - А сейчас, в период потепления, когда вместе со снегом «тает» и асфальт, вы обследуете дороги на предмет образования ям? 

А.Я.: - Да, ведётся планомерная работа. Также составляются акты недостатков улично-дорожной сети, и ответственных лиц ставят в известность. На данный момент зафиксированы ямы на улице Калинина, Громобоя и др. На улице Станкостроителей, например, в яму провалился легковой автомобиль. Она была засыпана щебнем, но камни осели. В случае, если недостатки устранены не были, должностное лицо привлекают к административной ответственности.

Нарушителей приструнил кризис

Т.М.: - Эвакуация автомобилей из-под запрещающих знаков - тоже одна из мер наведения порядка на городских дорогах? 

А.Я.: - Безусловно. Это водителей дисциплинирует. В Иванове не так много улиц (преимущественно это центр города), где в определённых местах парковаться запрещено. И кроме запрещающего дорожного знака «Остановка запрещена» здесь есть таблички «Работает эвакуатор». Это улицы Батурина, 10 Августа, 8 Марта, проспект Ленина и Шереметевский проспект, пл. Революции. 

Если еще полгода-год назад мы эвакуировали из-под запрещающих знаков порядка десяти автомобилей в сутки, то сейчас в два раза меньше - в среднем пять автомобилей в сутки. Потому что нарушать дорого: 1 500 рублей за парковку в неположенном месте, за услуги эвакуатора и нахождение автомобиля на спецстоянке (порядка 40 рублей в час). 

Т.М.: - Кстати, а как часто в кризис автомобилисты нарушают дорожную дисциплину? Сколько, к примеру, нарушений зафиксировали камеры на дорогах?

А.Я.: - Обратимся к цифрам. В январе прошлого года было выявлено 7 082 нарушения ПДД РФ. В январе 2016 года - 2618 нарушений. Можно сделать вывод, что люди стали экономить свои деньги, не нарушают. 

Штраф как профилактическая мера всё равно работает. 

Как бороться с пробками?

Досье
Андрей ЯСНИКОВ, заместитель начальника отдела ГИБДД по г. Иваново, подполковник полиции. Родился в 1975 году в Шуйском районе Ивановской области.  Имеет два высших образования: закончил Ивановскую государственную архитектурно-строительную академию по специальности «Промышленное и гражданское строительство», и Шуйский государственный педагогический университет по направлению «Юриспруденция». После службы в армии в 1996 году пришел работать в ГАИ на должность инспектора ДПС. В 2009 году стал начальником отделения организационно-аналитической работы и пропаганды ОГИБДД по г. Иваново. С 1 декабря 2015 года - заместитель начальника ОГИБДД по г. Иваново. Женат, есть дочь.  

Т.М.: - На днях ивановские власти озвучили желание провести инвентаризацию железнодорожных переездов в городе и решить вопрос с неиспользуемыми объектами. Полагают, что эта мера позволит устранить пробки на целом ряде городских улиц. Ваше мнение?

А.Я.: - Давно пора заняться этим вопросом. Например, на улице Генерала Белова, где в конце прошлого года произошло столкновение тепловоза и автомобиля «Ягуар». Девушка на красный сигнал светофора выехала на переезд и попала под локомотив.

А вот движение через ж/д переезд по ул. Парижской Коммуны круглый год интенсивное: здесь движется транзитный транспорт, а летом добавляются дачники. Спасением станет строительство или реконструкция окружной дороги.

Т.М.: - Возможно, есть смысл прислушаться к мнению активистов известных общественных организаций - Федерации автовладельцев России, Общероссийского народного фронта. Они очень инициативны. 

А.Я.: - Активисты входят в комиссию по безопасности дорожного движения, и вместе с ними мы довольно часто проводим выездные проверки и профилактические мероприятия. Например, в январе обследовали пешеходные переходы у некоторых ивановских школ. И хороших предложений у них действительно немало. К сожалению, немногое из предложенных ими может быть реализовано на практике из-за недостатка финансов.