Настоящие мужчины
Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru: - Анатолий Александрович, расскажите про мотоклуб «Юниор». Какова основная цель его существования?
Анатолий Лазарев: - Мотоклуб открылся в 2009 году не только для соревнований, но и для того, чтобы до армии наши ивановские ребята доходили нормальными парнями: ответственными, физически развитыми, морально здоровыми, самодостаточными, выдержанными, уравновешенными. Одним словом, настоящими мужчинами. Здесь мальчишки сами воспитывают себя, забывают про тлетворное влияние улицы. Здесь они мужают и крепнут.
Т.М.: - Сколько ребят ходит в мотоклуб?
А.Л.: - У меня записаны 25 человек. Это дети от четырех до девятнадцати лет. Но по факту занятия посещают только треть. Причина финансовая. Дело в том, что мотоцикл, его обслуживание, экипировка, оплата тренировок полностью лежат на родителях. Люди приходят, а потом финансово не могут потянуть. Между тем, тренироваться нужно систематически: три раза в неделю. Тогда и результат будет, и желание ребёнок не потеряет. Да и мышцы после каждой тренировки болеть не будут.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Бесправные «двухколесные». Ивановцы призвали автолюбителей быть терпимее к мотоциклистам
Т.М.: - Почему такой разный возраст детей? В четыре года наверняка опасно заниматься этим видом спорта? Да и до армии далековато…
А.Л.: - Маленькие дети в возрасте четырех-пяти лет приходят скорее по инициативе пап. Кто-то из них сам занимался мотоспортом, а кто-то в ребёнке хочет реализовать свою несбывшуюся мечту. В любом случае это похвально. Правда, у медиков другой взгляд на эту ситуацию. Они утверждают, что в мотоспорт нужно приводить ребенка лет в 12, когда у него полностью сформировался скелет. Потому что данный вид спорта очень травмоопасен.
Т.М.: - Много ли занимается парней предармейского возраста?
А.Л.: - Нет. Но те, кто втянулся в мотоспорт, отличные парни! Времена и нравы изменились. Многие ребята пропадают на улицах, в дурных компаниях. Приобрели вредные привычки, не хотят учиться, работать. Кто-то состоит в инспекции по делам несовершеннолетних. Когда ко мне приходят их родители (в основном, мамы) и просят взять парней на воспитание, я не отказываюсь. И в общении с ними ненавязчив, но строг. Были случаи в моей практике, когда подростки кардинально меняются в лучшую сторону. Главное - молодого человека заинтересовать, и он сам возьмёт правильный курс.
Т.М.: - Насколько для родителей обременительна финансовая часть мотоспорта? Сколько требуется денег на первоначальном этапе?
А.Л.: - Давайте считать. Кроссовый мотобайк б/у (можно приобрести такой) - порядка 80-100 тысяч рублей, защита (шлем, специальная обувь, одежда, наколенники, налокотники), тоже б/у - 15-20 тысяч рублей. Далее последуют ежедневные траты на бензин, масло. Плюс страховка жизни минимум на 100 тысяч рублей и выше. Она обязательна.
Ищите спонсоров!
Т.М.: - Можно сказать, что мотоспорт - популярный сегодня вид спорта?
А.Л.: - Можно сказать, это спорт для избранных. Потому что он не имеет мощной государственной поддержки. Деньги выделяются, но их совсем недостаточно для технической базы, для покупки и содержания мотоциклов, для интенсивных тренировок. Поэтому приходится искать спонсоров. В Иванове, к счастью, есть небедные люди, неравнодушные к мотоспорту и детям. Как правило, постоянную финансовую помощь оказывают некоторые состоятельные родители моих воспитанников, а также бизнесмены.
Собственно, от того, есть у нас спонсоры или нет, многое зависит. Например, Кубки и призы для ребят покупаются на деньги спонсоров, некоторые выездные соревнования оплачивают тоже из этих поступлений. Много денег «съедает» подготовка к соревнованию профессиональной трассы. Она находится на автодроме ДОСААФ в районе ТЭЦ-3. Но сегодня спонсор есть, а завтра его может и не быть. Нестабильно всё это.
Т.М.: - Получается, государству выгодно, чтобы вы сами искали спонсоров и деньги на соревнования?
А.Л.: - Получается, так. Я очень часто вспоминаю советские времена. Когда мне исполнилось шестнадцать лет (это был 1976 год), я записался в секцию по езде на мотоциклах. Тогда мотоклуб был полностью на балансе государства. Личных мотоциклов ни у кого из нас не было, но в клубе находилось порядка двадцати байков, принадлежащих ДОСААФ. И не только отечественного производства («Ява», «Ковровец»), но и импортного - «Чизеты» (Чехословакия). Сейчас ситуация поменялась с точностью да наоборот: всё за счет родителей.
Т.М.: - А кто оказал масштабную помощь в строительстве профессиональной трассы для мотогонок?
А.Л.: - Я продолжительное время просил чиновников оказать мне помощь в строительстве трассы для тренировок и соревнований. Все мои письма, просьбы не имели должного эффекта, пока вдруг ко мне на тренировку не приехал один из представителей администрации. Вот тогда он, что называется, посмотрел на ситуацию изнутри. Мне предоставили спецтехнику, грунт завезли. Так на месте пустыря образовались трамплины, косогоры, секции волн, «змейка», - одним словом, всё, что необходимо для полноценной подготовки спортсменов. И сейчас здесь с весны до глубокой осени почти каждые выходные проводятся тренировки, спортивные сборы и соревнования. Серьезную конкуренцию нашим юным гонщикам составляют спортсмены из соседних регионов. Они - частые участники наших состязаний.
Гарантия безопасности
Т.М.: - Анатолий, у молодёжи сейчас очень популярны мопеды и скутеры. Возможно, из-за недостатка средств на мотоспорт родители и покупают своим чадам эту мототехнику? Они же гораздо дешевле, чем кроссовый байк, а функция в принципе та же…
А.Л.: - Конечно, каждый родитель старается поддержать, реализовать желания своего ребёнка. Но такую затею я бы назвал рискованной, неправильной априори. Зачастую люди идут в магазин спонтанно, не обладая полной информацией о скутерах. Идут, потому что ребёнок просит. Купили, а что дальше? Подросток выезжает во двор, потом на дороги общего пользования. Как правило, заканчиваются эти «покатушки» трагически.
Т.М.: - Что можете предложить?
А.Л.: - Я считаю, что государство, депутаты, местная власть должны быть заинтересованы в развитии мотоспорта среди подрастающего поколения, чтобы дети приходили тренироваться на трассы, стадионы, а не на дороги. Госавтоинспекция к этому вопросу должна также подойти ответственно. Я уверен, что на скутеры нужно водительское удостоверение. Желающие ездить на мопеде, скутере должны пройти как минимум полуторамесячное обучение. Это позволит ребятам понять, как управлять такой техникой, как передвигаться в городе, за городом. Они научатся оценивать дорожную ситуацию. В конце концов, это убережёт их от глупой бравады на дороге, которая обычно заканчивается страшными травмами. Права для скутеристов выступят неким гарантом безопасности.
Т.М.: - Анатолий, у вас двое сыновей. Обоим вы дали возможность попробовать себя в мотоспорте. И оба добились неплохих результатов. Есть у вас рекомендация современным родителям, как воспитывать детей? На чем делать особый акцент?
А.Л.: - Просто чаще уделяйте детям внимание, несмотря на вашу сумасшедшую занятость. Современные ребята, по моему наблюдению, со своим мнением, с характером. Главное - найти к ним подход, не упустить момент, когда ребенок вам доверяет, когда вы для него ещё в авторитете. Нынешним детям не хватает родительского внимания и любви. Они одиноки. Этим во многом и объясняются их поступки - поступки вопреки.
Досье
Анатолий Лазарев - мастер спорта по мотокроссу, тренер ивановского мотоклуба «Юниор» при ДОСААФ. Родился 16 октября 1961 года в Иванове. Окончил автотранспортное училище, служил в мотопехоте старшим водителем на БТР. Работал водителем в инкассации. В 1989 году занимал должность начальника автотранспорта в Иванове. В 1992 году из-за травмы спины был вынужден уйти из мотоспорта на 12 лет. Вернувшись, организовал мотоклуб на базе
ДОСААФ.
Смотрите также:
- Отправить в нокаут? Тренер по боксу учит решать конфликты без кулаков →
- Спортивная дипломатия. Дзюдоист - о том, как становятся чеспионами →
- Поверить в себя. Как черлидинг помогает детям →