В советские времена искусство служило политике. А сейчас находит свои точки соприкосновения с обществом. И, кроме эстетической, у художественного ремесла появилась другая функция: социальная», - рассуждает творец.
Тянет к прекрасному
Татьяна Баланцева, vlad.aif.ru: - Теракты, конфликты, жестокость подростков, зависть и агрессия… Эти негативные явления в современном обществе можно объяснить отсутствием культуры? Владимир Петрович, по-вашему, это происходит от душевной пустоты, неудовлетворённости?
Владимир Маяковский: - В том числе и от этого. Культура тесно связана с политикой и экономикой, с «взрослением» нашего общества, когда мы уважаем друг друга, умеем слушать, стремимся к саморазвитию. На мой взгляд, сейчас не случайно повысилось внимание к творчеству и культуре, к архитектуре и скульптуре. Для того чтобы выжить, люди стали больше обращаться к искусству. Уверен, что эта тенденция будет развиваться и дальше. По крайней мере, перспективы наметились хорошие.
Т.Б.: - Получается, чем сложнее жизнь, тем больше тянет к творчеству, тем оно нужнее?
В.М.: - Да, так было всегда. И сегодняшняя ситуация в экономической сфере не исключение. Чувствуется нехватка культуры в обществе. Мало кто посещает выставки и музеи. Но процесс пошёл: люди потихоньку потянулись к искусству. И это общеевропейская тенденция.
Школьная галерея
Т.Б.: - В начальной школе чаще всего в принудительном порядке учеников ведут в театр, реже - на выставки. У старшеклассников таких культурных выходов почти не бывает. Серьёзный пробел в образовательной сфере?
В.М.: - Да, это традиционный и очень существенный пробел. Безусловно, много зависит от родителей: раз в месяц, к примеру, они могут устроить культурные выходные - пойти в музей, театр всей семьёй. Но важна и позиция учителя. Вообще, политика государства должна быть нацелена на то, чтобы приобщать детей к культуре и искусству с малых лет. И поддерживать культурное развитие подрастающего поколения, чтобы молодёжь понимала: быть просвещённым, образованным, культурным модно и престижно. У нас этого ещё нет. Хотя первые шаги в Иванове к этому сделаны.
Т.Б.: - Расскажите, пожалуйста, подробнее.
В.М.: - В мае мы, ивановские художники, открыли картинную галерею в ивановской гимназии № 30. Это первая школьная художественная галерея в нашем регионе. Событие социальной значимости. На картинах, которые здесь представлены, изображена история учебного заведения. Сначала мы сделали работы, а потом организовали галерею. Нашу инициативу поддержали департамент образования и руководство гимназии. Осенью здесь пройдёт выставка картин про лошадей с прошедшего пленэра в Гаврилово-Посадском районе и кохомском ипподроме.
Уникальность в том, что экспозиции имеют большое прикладное значение. Так, на выставке картин, посвящённой лошадям, коневоды и преподаватели по верховой езде расскажут, где заниматься конным спортом. А на выставках о работе в службе ГИБДД или МЧС сотрудники ведомств проведут с ребятами профилактические беседы. Это новая форма работы - креативная, эффективная и необходимая.
Т.Б.: - Кто может посещать экспозиции в школьной галерее?
В.М.: - Целые классы. Нужно лишь сообщить о таком желании администрации школы. У помещения галереи, кстати, огромные окна. И все картины хорошо видно с улицы. Познакомиться с творчеством ивановских художников может каждый. Экспозиции в галерее будут меняться.
Молодые таланты
Т.Б.: - Владимир Петрович, кто вместе с вами участвует в социальных проектах и выставках?
В.М.: - Кроме художников со стажем, выставляют работы и начинающие, молодые. В их числе студенты и выпускники Ивановского художественного училища, и студенты кафедры искусства костюма и текстиля Ивановского политехнического университета, и ивановские ребята, которые учатся в престижных вузах - Московском академическом художественном институте им. Сурикова и Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Т.Б.: - Среди молодёжи профессия художник не забыта?
В.М.: - Нет. Но студенты стали менее подготовленными в профессиональном плане: приходят в Ивановский политехнический институт из художественного училища. Раньше там учили 4 года, а теперь 3. Результат такой «экономии» на студентах налицо: их сложнее обучать. Да и конкурс на специальности, связанные с художественным ремеслом, стал меньше. Молодые люди и девушки понимают, что профессия сложная во всех отношениях, не только в финансовом плане.
Т.Б.: - Как в жизни устраиваются выпускники?
В.М.: - По-разному: идут в преподаватели, в дизайнеры, открывают свою студию, шьют, применяют свои знания на фабрике в массовом производстве. Кто-то свободный художник. Нескольких выпускников кафедры искусства костюма и текстиля Ивановского политехнического университета пригласили работать за рубеж. Кто-то по приглашению известных модельеров уехал работать в столицу. Некоторые выпускники открыли своё дело и стали известными модельерами в России: это Олег Бирюков, Артём Низов и другие.
Больше, чем художник
Т.Б.: - Вы - участник многих выставок в Ивановской области, России и за рубежом. Интересно, что художнику даёт выставка, особенно столичная или зарубежная?
В.М.: - Прежде всего, это личностный рост, знакомство с другими художниками, что немаловажно, и подведение итогов за определённый творческий период. Важно со стороны посмотреть на свои работы и работы коллег, а потом идти дальше. Ни одна выставка не похожа на предыдущую. В этом году в Москве в Центральном доме художника проводилась международная выставка портрета. В довольно редком жанре - групповой портрет - я стал победителем. На картине «Друзья» все мои друзья разных времён собрались вместе. К фотографической точности я не стремился, но какие-то характерные качества моих друзей старался изобразить.
Т.Б.: - Долго писали картину?
В.М.: - Несколько лет. Начал писать, отложил, возвращался, переделывал и доделывал.
Т.Б.: - А за границей выставлялись?
В.М.: - Да, даже стал лауреатом нескольких международных выставок, в частности, в Великобритании, Словении и Сербии. За границей знают наш авангард и интересуются русской живописью. Там периодически проходят выставки русского искусства. Но и у нас про искусство не забывают.
Могу сказать уверенно: художник в России больше, чем художник. Это в Европе есть менеджеры, которые помогают «выйти в люди». У нас художники вынуждены сами двигать себя и своё ремесло. Занимаемся и планировкой выставок, и перевозкой, и договорами. Нужно иметь определённый характер и настойчивость, целеустремлённость, чтобы продвигать своё творчество.
Т.Б.: - Ваш прогноз: профессия художника может кануть в лету?
В.М.: - Профессия художника не умрёт никогда, как профессия артиста, как токаря и слесаря. Как только появился первый человек, он стал рисовать. Потому что это потребность. Профессия может кардинально измениться, модернизироваться, появятся новые техники и технологии. Искусство меняется, но художники остаются. Это особый вид человечества.
Т.Б.: - Расскажите о своих творческих планах.
В.М.: - Преподавание в институте забирает основную часть времени. Но планирую участвовать в разных выставках. На месте не стою. Появляется идея - обязательно стараюсь воплотить её в жизнь. Творчество чем-то похоже на ремонт: долгий, но очень приятный процесс. И результат могут оценить многие.
Где живёт сказка? Художница из Иванова рассказала, как начала рисовать
Дороги Ходжи Насреддина. В Иванове открылась выставка таджикских художников
Во владимирском Центре ИЗО открылась персональная выставка Владимира Нилова
Во владимирском Центре ИЗО открылась юбилейная выставка Валерия Кокурина
Региональную премию имени Юкина получила художник Нелли Баранчук