Примерное время чтения: 7 минут
102

Директор ивановской гимназии рассказала о современных стандартах образования

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. 'Иваново-АиФ' 21/03/2012
Фото: АиФ в Иванове

Это новшество с 1 сентября используют только в двух школах нашей области – в ивановской гимназии № 67 и общеобразовательной средней школе

№ 12 в Вичуге.

Насколько прижились электронные учебники в школе, велика ли их польза и насколько оправдано и необходимо их использование в учебном процессе, да и вообще о роли современных информационных технологий в жизни сегодняшних школьников, о том, какой должна быть российская школа в будущем, мы поинтересовались у директора гимназии № 67 Лидии Захаровой.

Чудо-учебник дорого стоит

- «Аиф в Иванове»: Расскажите, что вообще представляет собой электронный учебник, сколько он стоит, как с его помощью учитель ведет урок?

- Лидия Захарова: Многие до сих пор думают, что электронный учебник – это обыкновенный диск с текстом, который вставляется в компьютер, однако, современный электронный учебник – это нечто другое. Это девайс, размером чуть больше обычного учебника, весом немного более килограмма, разделенный на две части. Первая – это обыкновенный ридер, где ученик может читать тексты, писать с помощью стилуса, это такая специальная палочка. Вторая нужна для пользования специальной программой через интернет. Для того чтобы урок по электронному учебнику состоялся, у каждого ученика должен быть такой девайс и беспроводной выход в интернет. Через портал в учебнике ребенок из интернета скачивает материал к уроку. Уникальность этого учебника в том, что он позволяет изучить тему урока двумя разными путями, попроще и посложнее, каким путем пойдет тот или иной ученик, решает учитель. Дети самостоятельно изучают тему, опять же по учебнику выполняют необходимые задания и проходят тестирование. Многие думают, что при такой системе обучения учитель вроде бы становится не нужен в классе. Это далеко не так. Конечно, роль учителя при ведении урока по таким учебникам абсолютно меняется, он руководит процессом несколько иначе, с помощью технологий, а для этого нужна особая подготовка. Стоит такой учебник 22 тысячи рублей, и хотя приобрести его нужно только один раз, учиться по нему можно все 11 лет, была бы у школы программа, все же, я считаю, что это далеко не каждой семье по карману. Вообще, я считаю, что учить детей только по электронным учебникам не стоит. Пусть они будут, пусть будут в каждой школе, но использовать их нужно не часто. Может быть только для изучения одного-двух предметов.

Дети разучились читать и говорить

- «Аиф в Иванове»: Нравится ли детям учиться по таким учебникам?

- Л.З.: Пока по электронным учебникам у нас учится лишь один класс – шестой, и пока только лишь по четырем предметам: истории, обществознанию, биологии и географии. Детям, конечно, очень нравится учиться по таким учебникам, ведь это необычно, а значит, интересно. У нас в школе есть и еще одно новшество – мейткласс. Мы получили его в подарок за победу в одном из конкурсов. Это 25 маленьких компьютеров, которые объединены локальной сетью между собой и компьютером учителя. На них установлена программа, которая позволяет вести урок совсем по иному. Ученики объединяются в виртуальные группы, общаются друг с другом и с учителем, сидя в чате, выполняют задания и тесты, за которые оценки тут же ставит программа. Учитель на своем компьютере сразу видит результат по классу в целом, он видит общие пробелы в знаниях учеников. Это колоссальная экономия времени. Для проведения такого урока не нужна доска - все можно показать через компьютер. Даже руку ученики поднимают виртуально. Мейтклассом по специальному графику у нас пользуются на уроках истории, математики, физики, используют и для начальных классов. Детям все это безумно нравится. Однако технику на уроках мы используем только тогда, когда ее действительно целесообразно там использовать. Палку мы не перегибаем, хорошо понимая, что современные информационные технологии должны использоваться в меру. Увы, имея их в арсенале, мы видим очень много негативных сторон в их использовании. Интернет – это настоящая беда для нынешних детей. Дети теперь не читают столько книг, как раньше, разучились мыслить и выражать свои мысли. Двух слов связать не могут. Если в школе мы контролируем использование интернет-ресурсов, то дома дети зачастую имеют полную свободу в этом отношении. Пока родители на работе, дети «гуляют» по интернету в свое удовольствие, и кто знает, чем они там заняты. Если говорить о том, какой должна быть школа будущего, то, я считаю, в ней должны прививать любовь к чтению. По статистике сегодня 46 % населения России не читает книг. Совсем недавно наша страна была самой читающей страной в мире. А сегодня – это Индия. Подумать страшно, как мы опустились, и какой же вред нанес нам интернет. Беда в том, что от нас ушла аудиокультура, в интернете почти все воспринимается через визуальный ряд. Дети не понимают ценности слова, они считают, что слова – это просто болтовня, они не воспринимают слово как интеллектуальную деятельность.

Учителя убегают из школы

- «Аиф в Иванове»: Дети всю информацию, особенно связанную с интернетом, схватывают на лету. А как справляются с новинками информационных технологий учителя?

- Л.З: Безусловно, учителям приходится нелегко. Ведь преподавая с помощью информационных технологий, они должны знать их как свои пять пальцев, обучаться на курсах повышения квалификации, ездить на семинары. Школам нужны профессионально подготовленные кадры. Но, увы, в наших вузах студентам пока не рассказывают ни о девайсах, ни о мейтклассах и не учат преподавать с помощью электронных учебников. Приходит к нам в школу устраиваться на работу выпускница педагогического вуза с красным дипломом, мы приглашаем ее на педсовет, где ведем беседу о наших информационных новинках. После педсовета она подошла ко мне и сказала, что работать у нас не станет просто потому, что не поняла и половины из нашего разговора. Я ей говорю, научим всему, объясним, а она ни в какую, мол, мне всего этого не понять и не освоить. Это я говорю к тому, что если мы хотим внедрять в школах современные технологии и дальше, то нужно незамедлительно начинать обучать всем этим премудростям будущих педагогов.

- «Аиф в Иванове»: Как вы считаете, чего не достает современным школам в первую очередь?

- Л.З: У детей должна быть возможность заниматься спортом. Уж очень у нынешних деток слабое здоровье. Школам нужны не только комнаты здорового образа жизни и кабинеты врачей, все это хорошо, но только этого недостаточно. В школах должны быть хорошие спортивные залы, игровые и спортивные площадки, а в идеале свои стадионы. Сегодня я могу сказать, что я самый счастливый человек, так как сбылась моя давнишняя мечта, муниципалитет выделил нашей школе 2 миллиона рублей и участок земли в полгектара для строительства школьного стадиона. И надеюсь, что летом он уже будет построен. Ведь стадион – это возможность открыть при школе различные спортивные секции, проводить конкурсы, игры, праздники. И все это на свежем воздухе.

Если же опять вернуться к новым технологиям, конечно, школа не должна отставать от жизни. Я вот иногда думаю, как бы меня молодые не перегнали, но чувствую, что еще даже не догнали. Я всегда в творческом поиске, вместе с коллегами всегда думаю, а что бы еще создать полезного? Теперь вот хотим создать в школе кабинеты химии и биологии с виртуальными лабораториями.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах