aif.ru counter
408

Речевое преступление - преподаватель о силе слова и будущем русского языка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. 'АиФ в Иванове' 08/02/2017

Модная грубость

Татьяна Баланцева, vlad. aif.ru: - Ирина Алексеевна, русский язык сегодня переживает не лучшие времена?

Ирина Сотова: - Я бы так не сказала. Правда, есть тенденция к снижению культуры речи, её огрублению. Сегодня большая часть нашего общества владеет нормами литературного языка. Но не считает нужным им следовать. Видимо, это связано с тем, что сейчас модно быть не слишком воспитанным человеком. Вероятно, вульгарность люди понимают как смелость и неординарность. Они не хотят быть банальными, поэтому грубят и хамят. Рёв быка ведь тоже по-своему выразителен.

Т.Б.: - Хотят привлечь внимание?

И.С.: - Да. Если человек по каким-то причинам не может достичь выразительности культурными средствами, он так пытается выделиться. Конечно, такие речевые преступления - примитив. И сам человек, преступающий через литературный вкус, наносит урон не только окружающим, но и самому себе. Он разрушает сам себя, потому что его языковая картина мира, его ментальное отражение вслед за этим тоже становятся примитивными и грубыми. Ему кажется: попадёт он в ситуацию светского общения - немедленно заговорит на элитарном языке. Но это не получится. Однажды его речевые привычки каркнут «во всё воронье горло».

Т.Б.: - В самый неподходящий момент?

И.С.: - Эта внутренняя сущность, тяга к сниженному общению, к вульгарной речи может показать его с не лучшей стороны совершенно неожиданно. Например, на собеседовании. И может стоить перспективной работы. И даже счастья в личной жизни. Мне довелось слышать разговор двух студентов. Один рассказывал, что встретил красивую девушку, с первого взгляда влюбился в неё. «Ну и что потом?» - спросил его приятель. «А потом она заговорила…» - вздохнул студент. Есть очень точное и актуальное выражение, принадлежащее древним: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

Т.Б.: - Вы имеете в виду скудость речи, слова-паразиты, ненормативную лексику?

И.С.: - У нас, лингвистов, всё, что касается языка, становится предметом изучения. И есть научные работы, посвящённые употреблению слов «как бы», «типа». О русском мате написаны серьёзные докторские диссертации. Всё, что мы сейчас наблюдаем в языке, - это отражение процессов, происходящих в обществе. Слов с отрицательной оценкой в любом языке значительно больше, чем с положительной. Это человеческая природа. Мы критичны. Нам приятно видеть соломинку в глазу другого человека, но бревна в своём мы не замечаем. Проблема связана не только со вкусами общества, но и с его общим психологическим состоянием. Согласитесь, агрессии стало значительно больше. Мы видим мало людей, позитивно настроенных и радующихся жизни. Агрессия льётся через край. Она искажает восприятие мира и отражается в речи. Это общероссийские тенденции. К сожалению, наш регион относится к депрессивным. У нас эти тенденции выражены более ярко.

Разрушительные нормы

Т.Б.: - В социальных сетях ходит шутка. 2020 год. Урок русского языка. Учитель: главное правило пунктуации - после смайлика запятая не ставится… Насколько хорошо современные школьники знают русский язык?

И.С.: - О знаниях учеников сейчас принято судить по результатам ЕГЭ, с чем не всегда можно согласиться. По этому показателю Ивановская область в числе лучших в РФ. Здесь наша позиция достаточно стабильная. На вопросы части 1 ЕГЭ («угадай-ка») выпускники школ отвечают в среднем на твёрдую оценку «хорошо». Правда, в сочинениях (часть 2), где нужно показать владение литературными нормами, эта оценка несколько ниже. Здесь какие наблюдаем тенденции? У учеников есть проблема с владением орфографией: допускают ошибки. Довольно высокий уровень грамотности показывает каждый третий выпускник, только 10% школьников не делают орфографических ошибок вообще. С пунктуацией ситуация хуже: только четверть учеников владеет пунктуационными нормами на высоком уровне. Грамматические ошибки есть в сочинении у каждого второго. Но в целом, если сравнивать с общероссийскими показателями, у нас хорошие результаты.

Т.Б.: - Пришла в школу на родительское собрание, и «уши повяли»: многие ученики средних классов не выражаются матом. Они на нём разговаривают!

И.С.: - В случае с дошкольниками психологи советуют нехорошие фразы в речи ребёнка не замечать и не реагировать на них, чтобы не произошло закрепления. А подростку уже нужно объяснить, что у нас есть разные пласты речевой культуры общества: есть элитарная культура, среднелитературный вариант речи (на нём мы все в неофициальной обстановке разговариваем) и сниженный. И что можно совершенно свободно общаться без мата. Например, меня в моей юношеской компании уважали за то, что я не ругаюсь матом. Другая проблема, если родители сами используют ненормативную лексику. Ребёнок впитывает речь домашних, для него это норма. Он привыкает к тем интонациям, которые слышит вокруг себя. И последствия не заставят себя долго ждать. Вы можете много и долго говорить ребёнку, что материться нельзя, что это плохо. Но если сами так делаете, эффекта от ваших нравоучений не будет.

Т.Б.: - То же самое касается и учителей? Они должны быть носителями высокой личной культуры?

И.С.: - Вместе с учителем в школу приходят и манеры. Сегодня наши школы не отбирают лучших учителей, а вынуждены принимать на работу тех, кто придёт. За всех поручиться невозможно. И очень страшно, когда в школе не профессионалы, а случайные люди. Особенно в начальных классах. Но это задача и педагогического сообщества, и родителей, и директора школы - решать, случайный или не случайный человек.

Личная ответственность

Т.Б.: - Ирина Алексеевна, кроме резкости, хамства и мата что ещё разрушает русский язык и в целом культуру речи?

И.С.: - У нас много ошибок, которые нарушают речевую правильность. Часть из них трудно преодолима и требует большой работы над собой. Повторы, самоперебивы и паузы свойственны устной речи. Но очень некрасиво в устах человека звучат примитивные грамматические ошибки. Например, ошибки в образовании слов: «двух тысячи четвёртый», «ихний». Это признаки просторечия. И они сразу показывают, что говорящий «не испорчен» образованием. Это ошибки незнания или нежелания знать нормы. Что касается ошибок в построении грамматических структур, предложений и словосочетаний, их может допустить в речи и образованный взрослый человек просто потому, что механизмы речи несовершенны. Наша оперативная память, обслуживающая речь, за 30 секунд должна подобрать нам грамматическую конструкцию и наполнить её словами. Через 30 секунд произойдёт сброс этой грамматической конструкции. Мы помним, что хотели сказать, но не помним, как именно, в каких словах выразили мысль.

Т.Б.: - Вывод: русский язык нужно изучать всегда, независимо от возраста и профессии. Всегда пригодится. Какие словари рекомендуете купить, чтобы были под рукой?

И.С.: - Толковый, орфографический и орфоэпический (словарь ударений). Они не займут много места в шкафу на полке. В интернете есть порталы, где выставлены словари. Полезные ссылки: www.slovari.ru, www.gramota.ru. В свободном доступе словарь-справочник Д.Э.Розенталя (evartist.narod.ru). В нашем языке много исключений и сложных случаев. Тогда и понадобится помощь словарей. Но основная ошибка - это грубость и агрессия, которые снижают уровень общения. Каждый человек может внести свою лепту в культуру будущего. Что будет, если выросшие на наших глазах дети и внуки сделают русский язык грубым и вульгарным? Страшно представить. Родители удивляются: ребёнок дерзит. А у кого он этому научился? Не у вас ли? Позаботьтесь о будущем сегодня. Привёл себя в порядок - приведи в порядок свою планету.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах