Примерное время чтения: 5 минут
500

Наследники Руси изначальной. Сокровища старообрядцев гибнут от сырости

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. «АиФ - Челябинск» 28/09/2011

Но они отнюдь не так далеки от современного мира.

Мало кто знает, что в Челябинске уже давно существует старообрядческая поморская община. Наш гость - председатель совета общины Дмитрий КАРГАПОЛОВ.

Мог ли быть Христос румяным?

- Откуда столь необычное название - именно поморская община?

- Старообрядцы бежали от гонений на Русский Север, к Белому морю, в места, которые назывались Поморьем. Михайло Ломоносов оттуда родом. В Поморье была основана Выговская пустынь, где сформировались многие каноны. Поэтому такое название у нашей общины.

- Есть и другие общины?

- Да. Мы, например, беспоповцы - священников у нас нет. Но существуют старообрядцы, у которых есть священники.

- Насколько сильно ваши каноны разнятся с православными? Вот, скажем, иконы вроде бы ничем не отличаются…

- На самом деле отличие есть. Мы храним древние каноны Руси, сложившиеся исстари, до раскола, от апостольских времён. Ещё протопоп Аввакум критиковал изображения, принятые у католиков, - мол, ноги у Христа там чересчур толстые, лицо румяное, а Исус (старообрядцы пишут это имя именно так. - Ред.) ведь постился постоянно, никак он не мог быть таким «шкафом»! Кроме того, у нас нельзя изображать Святого Духа в виде голубя.

Старообрядцы чаще отливали иконы, а не писали. У моих предков была потайная кузня в подвале дома. Дым выходил через обычную печную трубу, так что никто ничего не подозревал.

- Есть ли ещё какие-то старинные виды искусства, которые сохранились только у старообрядцев?

- Конечно. Сейчас мы пытаемся спасти такое наше бесценное наследие, как крюковое пение. Отображается оно в книгах не нотами, а специальными крюками и знамёнами. Знамёна определяют высоту звука, а крюки - длительность. Кстати, известная семья Лыковых в Сибири также сохраняла это искусство.

Анафемы  уже давно нет

- Долгое время считалось, что культура старообрядцев очень закрытая. А где можно познакомиться с вашими иконами, книгами?

- Как раз сейчас в областном краеведческом музее проходит выставка «Старообрядчество как феномен русской культуры». Представлены книги, различные документы, иконы, даже предметы быта. Можно узнать немало удивительных фактов. Скажем, вы в курсе, что среди первопоселенцев Челябинска большинство составляли именно старообрядцы из числа казаков? Известен такой факт: епархия постановила построить в крепости церковь, а казаки 16 лет фактически саботировали это решение, собираясь в своём молитвенном доме.

- Слышал, что и многие уральские заводчики держались вашей веры…

- Это правда. Можно назвать такие известные фамилии, как Демидовы, Кокоревы, Мамонтовы, Лугинины, много других. К началу XX века до 80% российского капитала принадлежало выходцам из старообрядческих семей.

- А как складываются ваши отношения с Русской православной церковью?

- Гонения длились 350 лет. Но ещё в 1905 году Николай II издал манифест о веротерпимости, и старообрядцы получили возможность строить свои храмы. А в 1971 году на соборе РПЦ анафема 1666-1667 годов была снята и наши обряды провозглашены спасительными и равноценными новым.

- Но ведь в Челябинске у вас так и нет своего храма?

- Увы, да. Хотя до революции их было два. Один находился напротив горбольницы, на Уфимском тракте (сейчас это улица Воровского), другой возле нынешнего кинотеатра «Родина». Был и молитвенный дом на улице Коммуны. Но эти здания не сохранились. Одна бабушка завещала нам дом на улице Волгоградской -

вот тут пока община и ютится. Рядом проходит водовод, нас постоянно затапливает. От сырости страдают и иконы, и книги.

- А обращались к властям за помощью?

- Постановлением главы города нам выделили один гектар по Троицкому тракту. Но это же чистое поле. Даже кол пока не можем забить. Тем не менее надежда есть. Ничего, дай бог, справимся. Но надеемся получить помощь и от наших металлургов - всё-таки стараниями наших предков, староообрядцев, которые работали на заводах, были рудознатцами, заложены основы современной уральской металлургии.

С верой и оружием

- А в миру кто вы по профессии?

- Я окончил политехнический институт, был призван в ряды Вооружённых сил СССР, окончил Академию бронетанковых войск, имею звание подполковник.

- Разве ваша вера разрешает служить в армии?

- Только дурнорелигиозные полагают, что армия несовместима с верой! А на Руси всегда с иконами на войну ходили, да и под лозунгами: «За Веру, Царя и Отечество». Мой дядя был участником Сталинградской битвы. Так что не вижу тут никакого противоречия.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах