aif.ru counter
349

Настоящий пенсионер. Владимирскому троллейбусу исполняется 60 лет

Вместо троллейбуса мог быть трамвай

С августа 1944 г. Владимир стал областным центром. С ростом городского населения остро встал вопрос развития городского пассажирского транспорта. С 30 апреля 1946 г. было возобновлено прекратившееся в военное время автобусное сообщение. От начальной школы на Ямской улице до «Автоприбора» 4 автобуса ходили с 6:30 до 22:30. 31 декабря 1947 года открыт 2-й городской маршрут - Центр - Тракторный завод. В 1952 года было уже 5 автобусных маршрутов. Но все эти годы работа городского автомобильного транспорта, не справлявшегося с перевозками, подвергалась критике горожан. Надо было решать, как дальше развивать городской общественный транспорт.

Наиболее экономичным считался электротранспорт. Горкомхозом еще в 1940 году планировалось начать строительство трамвая, за годы третьей пятилетки предполагалось проложить 10 км путей, но работам помешала война.

Об истории появления в городе троллейбусного движения в свое время рассказывал Илья Чернов, с 1953 по 1957 год занимавший пост председателя владимирского горисполкома. Вскоре после войны Илья Иванович, работавший тогда директором завода «Автоприбор», как депутат Верховного Совета РСФСР был откомандирован на прием к министру коммунального хозяйства РСФСР с письмом от руководства области с предложением о строительстве во Владимире троллейбуса. Министр сообщил, что в Москве снимается трамвай с Красной площади и кольцевой «Б» маршрут и принято решение пути и все оборудование передать во Владимир для организации трамвайного движения. Он и слушать не хотел никаких доводов о нецелесообразности трамвая во Владимире из-за узких улиц и крутых подъемов. К счастью, в это время по тому же вопросу прибыл в министерство представитель из Тулы. Министр тогда решил: «Ладно, в Туле улицы широкие, пусть берут московский трамвай, а во Владимире будет троллейбус».

Фото: https://russianlook.ru

Троллейбусные пути прокладывали всеми миром

Проект троллейбусного движения был составлен московской организацией «Дортранспроект» и утвержден министерством коммунального хозяйства РСФСР 14 декабря 1949 г. Уже в ноябре этого года началось строительство электротяговой подстанции в Пятницком переулке, затем строительство депо, установка опор и другие работы. База троллейбусного управления начинала развиваться там, где сейчас находится троллейбусное депо №1 (Новоямской переулок, дом 2А). Строительство троллейбуса предполагалось вести методом «народной стройки». Предприятия и организации города были обязаны оказывать материально-техническую и финансовую помощь строительству. Сотни владимирцев приняли участие в работах по расширению дороги, рытье канав для укладки подземного кабеля, установке опор. Возникало немало трудностей: часто не хватало различных материалов и приспособлений, подводили снабженческие организации, не было в городе квалифицированных рабочих, знакомых с технологией этих работ.

Сроки открытия троллейбусного движения неоднократно пересматривались. Наконец, к концу октября 1952 г. была закончена прокладка путей, установлено 510 опор, уложено 6,9 км парных линий троллейбусных проводов, завершен монтаж тяговой подстанции, уложен асфальт на территории троллейбусного парка. На курсах в Горьком были подготовлены 20 водителей и 10 ремонтников.

Первые троллейбусы были очень неудобные

Пуск первого троллейбуса во Владимире 6 ноября 1952 года/ Фото: из фондов ВСМЗ

В депо ждали выхода на линию пять первых новых машин МТБ-82. Название их расшифровывалось как «московский троллейбус, завод № 82». Первоначально машины этой марки начали выпускать на авиационном заводе №82 в Тушино, а поступившие во Владимир были изготовлены уже на заводе в г. Энгельсе Саратовской области. Эти троллейбусы были просты и надежны, но неудобны и для водителей и для пассажиров. Кабина водителя почти не отапливалась, отсутствовал усилитель руля, что требовало от водителя большой физической силы и выносливости. В троллейбусе было 38 сидячих мест при полной вместимости 86 человек. Очень узкие двери и отсутствие передней накопительной площадки затрудняли вход и выход, проход между двухрядными сиденьями в середине салона был неширок, сами сиденья располагались близко друг к другу. Низкие окна затрудняли обзор стоящим пассажирам, а люди высокого роста упирались головой в потолок.

Стоимость билета зависела от количества остановок

Фото: https://russianlook.ru

5 ноября осуществлен пробный запуск движения, на линию вышли первые две машины №№ 01 и 02. 6 ноября, накануне 35-й годовщины Октябрьской революции, на Соборной площади состоялось официальное открытие троллейбусного движения - по маршруту №1 от кинотеатра «Буревестник» до химзавода. Кондуктор первого троллейбуса Лидия Григорьевна Викман так вспоминала этот день

- Было очень много людей, представителей горисполкома. Погода была пасмурная, но без дождя. Не было музыки, но у всех было приподнятое настроение. Очень волновались. Водитель Николай Корнилов сел за руль и мы поехали.

Первоначально на этом маршруте курсировало 5 машин. Желающих прокатиться на новом виде транспорта было много, тем более, что проезд в первый день был бесплатным. Единого проездного тарифа тогда не было. Оплата производилась в зависимости от количества остановок: за проезд от посадки до первой остановки – 20 копеек, за каждую последующую – доплата 10 копеек. Общая стоимость проезда по первому маршруту составляла один рубль.

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах