Примерное время чтения: 8 минут
220

Психология - это не модно. Это социальная необходимость

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. 'АиФ в Иванове' 03/04/2013

Елена САЕНКО, заместитель директора МКУ «Молодежный центр», на базе которого функционирует Ивановский ресурсный центр профилактики аддиктивного поведения подростков, рассказала, какие проблемы сегодня возникают у ивановских школьников и молодых людей, и как помочь подростку выйти из непростых ситуаций.

 

Языком цифр
В 2012 году на «телефон доверия» 49-63-65 поступило 78 звонков. Было проведено 197 индивидуальных консультаций психолога и 54 консультации нарколога. Возраст людей, которые обращаются за помощью: в 90% случаев это учащиеся (от 7 до 17 лет). 3% - это студенты (от18 до 23 лет). 5% - дошкольники (от 3 до 7 лет), родители которых позвонили и рассказали о проблеме. 2% - это взрослые (от 24 лет и старше).

 

Что такое «хорошо», что такое «плохо»

Свою работу Ресурсный центр начал в ноябре 2008 года в рамках муниципальной услуги «Проведение мероприятий по работе с детьми и молодежью». Первоначальная, основная цель создания Ресурсного центра заключалась в профилактике преступности и правонарушений среди подростков. Однако помощь, социализацию и реабилитацию, говоря официальным языком, здесь оказывают не только условно осужденным несовершеннолетним подросткам, но абсолютно всем дошкольникам, школьникам, учащимся колледжей и вузов.

- «АиФ в Иванове»: Елена Николаевна, с какими проблемами и вопросами обращаются подростки и их родители в Ресурсный центр?

Елена Саенко: Спектр вопросов самый разный. Это диагностика, в том числе, на предмет детских страхов и тревожности, это подготовка к школе, подростковые проблемы (не хочу учиться, смена приоритетов и авторитетов, неразделенная любовь, нигилизм, самовыражение).

Зачастую мамы приходят и начинают жаловаться на ребенка. А, оказывается, проблема-то в самих родителях. И под наблюдением психолога они начинают работать над собой.

Бывают ситуации, которые выдумывает мама. К примеру, кто сказал, что ваш ребенок должен быть отличником? Это мама так решила. А у ребенка другие интересы, другой склад ума, и в этой ситуации его никто не спросил. Либо не услышал или не захотел слышать его мнение.

У нас ведутся как телефонные консультации, так и индивидуальные (кстати, все бесплатные). Причем, сначала психолог общается с родителем, опекуном, или с тем, кто обратился и попросил помощи в конкретной ситуации. А потом специалист начинает работать с ребенком или подростком.

- «АиФ в Иванове»: Насколько за последние годы изменились подростки и молодежь?

- Е.С.: Изменились однозначно. Лет пятнадцать назад, когда я пришла работать в школу, дети были более наивные и доверчивые. Сейчас они более образованные и грамотные, юридически в том числе. Потому что и поток жизни, и ресурсы изменились. Жизнь стала качественней, а информация доступней. И поэтому, наверное, у молодежи идет выбор внутри себя. Непростой выбор между «хорошо» и «плохо». Не каждый может сделать правильный выбор.

Мы не хотим учиться

- «АиФ в Иванове»: Какая проблемная ситуация у школьников средних и старших классов самая распространенная?

- Е.С.: «Мы не хотим учиться». Родители целыми днями работают, и для блага своего ребенка пытаются его пристроить в секции и кружки. Однако дети отказываются туда ходить, а взрослые и не пытаются выяснить причины такого поведения. Многие подростки не хотят ходить в школу. Почему? Микроклимат в классе психологически не комфортен, влюбился, не такой, как все, и пр. 

 

АиФ

 

Вторая по значимости подростковая проблема - это пивной алкоголизм. Или «выходной алкоголизм», когда слабоалкогольные напитки подростки начинают пить в пятницу и заканчивают вечером в воскресенье.

Звонок: «Я в запое, я не могу выйти. Что делать?». И хотя все звонки у нас анонимные, мы не спрашиваем ни личные данные, ни возраст, судя по голосу обратившиеся молодые люди, учащиеся старших классов или колледжей.

- «АиФ в Иванове»: Получается, если звонят и просят помочь, значит, признают свою проблему?

- Е.С.: На самом деле подростки и родители зачастую просто не знают, куда и к кому обращаться за консультацией, помощью. Между тем, во всех школах мы работаем с завучами по воспитательной работе, и в образовательных учреждениях города Иваново есть флаеры с нашими телефонами: 33-87-23 и 49-63-65.

Или мамы и папы обращаются в Ресурсный центр тогда, когда уже все произошло: ребенок ушел из дома, не посещает школу и т.д. Работа психолога начинается с поиска причины. И в большинстве случаев «рецепт» и профилактика кризисных ситуаций сводится просто к разговору мам и пап со своим ребенком, искренним интересом его проблемами и страхами. Ведь вместе найти решение из сложной ситуации проще.

- «АиФ в Иванове»: Если подросток страдает от неразделенной любви, и отважился позвонить на «телефон доверия», как ему может помочь психолог?

- Е.С.: Психолог начинает разговаривать, потому что либо домашние, либо друзья эту тему с ним не обсуждают, скорее всего, он не доверяет своему окружению. Возможно, был печальный опыт искренности. Поэтому подростку проще позвонить и поговорить с чужим человеком, заранее зная, что его никто не обидит, выслушает и предоставит алгоритм действий.

Главное - доверять

 

Досье
Елена Саенко - психолог, педагог 1-й категории, в профессии 15 лет, является заместителем директора МКУ «Молодежный центр», курирует работу Ресурсного центра профилактики аддиктивного поведения подростков, входит в состав антинаркотической комиссии при главе администрации города Иванова. Курирует летние лагеря дневного пребывания - профильные смены (творческого, спортивного, патриотического направления), на базе клубов по месту жительства.

Написала и защитила программы: «Самоподготовка. Пути решения», «Рука помощи» (психологическая поддержка и социализация подростков), «Зорко только сердце» (психологическая поддержка несовершеннолетних мам).

 

- «АиФ в Иванове»: На какое время приходится пик звонков?

- Е.С.: В каникулы звонят реже, потому что дети в лагерях, на отдыхе, родители в отпусках. В учебный год, когда идет адаптация к учебному процессу, начало августа-сентября, когда происходит переход от одной деятельности к другой, число звонков возрастает.

Например, за январь-февраль в центр поступило уже 13 звонков.

Один телефонный разговор может занять час-полтора, потому что если человек находится в каком-то возбужденном эмоциональном состоянии, ему нужно выговориться. И психолог будет слушать до конца. Когда человек пришел в себя, специалист рекомендует, что предпринять в конкретной ситуации. Если подросток просит оказать адресную помощь, говорит номер школы, данные родителей, мы активно подключаемся к разрешению ситуации.

- «АиФ в Иванове»: Как часто бывают пограничные ситуации: попытки суицида, например?

- Е.С.: Такое бывает нечасто. Обычно, таким образом обратившиеся проверяют нашу работу, как мы среагируем. Всего же чаще нам приходится работать с условно осужденными несовершеннолетними подростками, которые совершили какое-то правонарушение, и состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. По решению суда их прикрепляют к Ресурсному центру на курс психологической коррекции.

Например, в настоящее время на психологическую коррекцию направлены пятеро условно осужденных несовершеннолетних подростков.

Сначала мы их диагностируем, выявляем темперамент, круг интересов, мышление, память, а далее предлагаем трудоустройство, направляем по сфере его увлечений, чтобы он походил в кружки, сменил круг общения, друзей. Когда нет внутри стержня, и подросток еще не сформировался как личность, зачастую он поступает, как все.

В моей практике было немало случаев, когда оступившиеся парни брались за ум, просто сменив круг своего общения. С помощью квалифицированного специалиста можно найти выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций. Главное - доверять. Доверять своему ребенку, доверять психологу, быть с ним честным, если уж вы пришли к нему за помощью.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах