Примерное время чтения: 8 минут
258

Шанс выжить. Чем Иваново отличается от Европы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. 'АиФ в Иванове' 19/06/2013
Чувство ложной безопасности часто подводит владельцев дорогих иномарок/Фото: www.34.gibdd.ru

- Владельцы дорогих автомобилей импортного производства - самые частые нарушители ПДД, поскольку у них сформировано чувство ложной безопасности. А некоторые из нарушителей, которые по закону лишились водительского удостоверения, продолжают ездить и без него, подвергая опасности себя и других людей, - рассуждает директор ГКУЗ ИО «Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области» Сергей БАЗАНОВ.

Радует только то, что современная медицина предоставляет каждому шанс выжить после дорожной аварии.

«Золотой час» на спасение

- «АиФ в Иванове»: Сергей Владимирович, можно ли автомобилисту или прохожему без медицинского образования спасти жизнь человеку, попавшему в дорожную аварию?

- Сергей Базанов: Человек, попадая в ДТП, в 90% случаев получает закрытую черепно-мозговую травму, теряет сознание, находится в состоянии комы. В этот момент у него западает язык, и пострадавший задыхается. Наступает острая асфиксия. Поэтому необходимо сделать элементарную вещь, а именно: обеспечить свободное поступление кислорода в легкие, то есть освободить дыхательные пути. Главное - своевременно оказать такую помощь. Потом приедут квалифицированные специалисты.

Жуткое ДТП: восемь человек сгорели в результате аварии на трассе М-7 (фото) >>>

В соответствии с законодательством есть перечень категорий, которые обязаны оказывать помощь пострадавшим в ДТП. Это сотрудники спецслужб: МЧС, пожарные, полиция, УФСИН, ФАПСИ, ФСБ и другие. Водителей в этом списке нет, поэтому они могут оказывать первую помощь при наличии соответствующих навыков и умений. Но отмечу, что из 100 процентов погибших в дорожных авариях 15% - это люди, получившие не совместимые с жизнью травмы, а 70% - это люди, которым не оказали помощь в первые минуты после столкновения.

- «АиФ в Иванове»: Какие травмы чаще всего люди получают при столкновении автомобилей?

- Сергей Базанов: В основном в ДТП люди получают сочетанные травмы с повреждением нескольких областей - голова-грудь-живот, грудь-конечности. Иными словами, в травмоцентры на «скорой» привозят тяжелых, критических больных. В целом на спасение жизни пострадавшего у медиков есть «золотой час». 

Справка
Сергей Владимирович БАЗАНОВ - профессор РАЕ, директор ГКУЗ ИО «Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области», начальник учебного центра по подготовке сотрудников специальных служб к оказанию первой помощи.

Как юридическое лицо «Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области» был создан 27 августа 2001 года. Основной целью создания Центра стали организация и руководство ликвидации медико-санитарных последствий ЧС на территории области. Учреждение является клинической базой Ивановской государственной медицинской академии, имеет бессрочную лицензию на образовательную деятельность по программам подготовки различных категорий граждан и сотрудников специальных служб. Обучение и повышение квалификации здесь проходят сотрудники «скорой помощи», МЧС, полиции.

Необоснованный риск

- «АиФ в Иванове»: Хватает ли в Ивановской области травмоцентров?

- Сергей Базанов: С 2009 года на территории Ивановской области открыто несколько травматологических центров различных уровней. Здесь оказываются все виды квалифицированной медпомощи, в том числе высокотехнологичной. Так, в рамках федеральной целевой программы 2006-2012 годов травмоцентр первого уровня был открыт на базе Областной клинической больницы. Есть травмоцентр в Тейково, в Иванове на базе Областного госпиталя для ветеранов войн, на базе Шуйской и Кинешемской центральных районных больниц. Так что специализированных учреждений для оказания свое­временной помощи хватает. И в деле оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП на работу «скорой помощи» нареканий меньше всего. Потому что и среднее время приезда «скорой помощи» к месту ДТП укладывается в норматив - 7 минут по городу Иваново и до 20 минут на трассе.

В аварии на трассе М7, в которой столкнулись КамАЗ, каток и фура, никто не погиб >>>

Проблема, я считаю, в другом. Автомобилисты зачастую сами провоцируют дорожные аварии, таким образом подвергая опасности свои жизни и жизни своих пассажиров, других участников дорожного движения. Уровень современной медицины дает практически каждому пострадавшему в аварии шанс выжить. Но иногда травмы настолько серьезны, как говорится, не совместимы с жизнью, например, при лобовых столкновениях, что врачи бессильны.

Например, 118 человек в 2012 году в Ивановской области погибли на месте дорожных аварий. Из них девять детей. Еще 11 человек умерли на руках врачей «скорой», не доехав до больницы. И восемь в машине «скорой помощи» по пути в травмоцентры. В каждом конкретном случае с летальным исходом у нас разбирается специально созданная комиссия. А всего в 2012 году сотрудники «скорой помощи» Ивановской области выезжали к месту ДТП 2055 раз.

Хорошие дороги - палка о двух концах

- «АиФ в Иванове»: Когда наблюдается пик дорожных аварий?

- Сергей Базанов: В прошлом году он пришелся на июль и август. Я бы сказал, что это было массовое побоище. Именно летом люди гораздо чаще, чем зимой, выезжают на природу, на дачи. У скутеристов и мотоциклистов сезон. То есть транспорта в городе и на трассе прибывает. Большую роль играет и человеческий фактор: повышенная утомляемость в жару, невнимательность, отвлеченность от дороги. Или алкогольное опьянение. В прошлом году депутаты Ивановской областной думы выдвинули предложение конфисковывать у водителя, попавшегося за рулем в пьяном виде, автомобиль - как орудие преступления. Но инициатива поддержана не была. И сейчас за пьянство по-прежнему лишают водительского удостоверения. Но сколько известно случаев, когда русский человек и без удостоверения ездит, и опять же в пьяном виде. 

Не стоит сбрасывать со счетов и некультурное поведение на дорогах. Я считаю, что редкий автомобилист отличается достойным поведением на дороге. В некоторых местах отсутствуют тротуары, поэтому люди, подвергая свою жизнь опасности, идут прямо по дорогам, что, например, за границей просто недопустимо. В условиях плохой видимости нередко пешеходов сбивают на обочинах дорог.

- «АиФ в Иванове»: Сейчас модно говорить об использовании светоотражающих элементов в одежде - фликеров. Актуально ли их обязательное введение в школьную форму?

- Сергей Базанов: Конечно, актуально! Но у нас среди молодежи носить фликеры пока еще не модно. И никто на законодательном уровне эту моду не отстаивает. Хотя мера эффективная, ведь фликер при плохом освещении позволяет автомобилисту увидеть пешехода на расстоянии до 200 метров. 

Кстати, в некоторых странах Европы пенсионерам запрещено выходить из дома без фликеров. И пожилые люди неукоснительно соблюдают это требование. Число сбитых пешеходов в этих странах на порядок меньше.

- «АиФ в Иванове»: Являются ли фактором аварийности хорошо отремонтированные дороги?

- Сергей Базанов: Да, отремонтированные дороги - это палка о двух концах. Факт остается фактом: как только подрядчики положили новое ровное асфальтовое покрытие, автомобилисты стали чаще биться из-за превышения скоростного режима. Плохая дорога - народ едет аккуратно - аварий меньше. 

Светлана Орлова заявила о том, что надо улучшать качество трассы М7 >>>

Добавим к этому ненадежность отечественных автомобилей в плане безопасности для их владельцев, а также чувство ложной безопасности и защищенности у владельцев дорогих иномарок.

В автомобиле, помимо пассивных, есть еще активные средства безопасности. Например, подушки безопасности, которые защищают от фронтальных, боковых ударов. Но если водитель или пассажир не пристегнут, при ударе подушка безопасности может сама нанести увечья и даже убить. А владельцы дорогих машин об этом зачастую не задумываются. Они уверены, что если едут в крутой иномарке с рамным кузовом, мощным двигателем и большим количеством подушек безопасности, с ними ничего не случится.

У нас и на задних сиденьях практически никто не пристегивается. В этом году уже было несколько случаев получения пассажирами с задних сидений смертельных травм. Тяжелые черепно-мозговые травмы пассажиры получали в результате ударов о боковые стойки автомобиля. Не случайно же в ПДД написано, что пассажиры сзади должны быть пристегнуты. Но ведь не слушаем же. Вот и получается, что не всё в деле спасения человеческой жизни зависит только от медицины.  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах