Примерное время чтения: 8 минут
408

Корзина счастья. Смогут ли роботы плести?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. 'АиФ-Владимир' 04/09/2013
Фото: из архива Евгения Груздкова

Говорят, самородки обычно рождаются в провинции. И ведь не врут! В Меленках живёт настоящий виртуоз своего дела - мастер декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремёсел Владимирской области - Евгений ГРУЗДКОВ. Совсем недавно завершилась его персональная областная выставка, где было представлено свыше сотни работ, выполненных из лозы. Его работы выставлены даже в Москве - в государственном Российском доме народного творчества.

Главное - «заболеть»

Елена Седова, vlad.aif.ru: - Евгений Дориментович, почему такое необычное ремесло стало вашей профессией? С чего всё начиналось?

Евгений Груздков: - Я по натуре человек творческий. Ещё когда учился в институте, занимался бальными танцами. После возвращения в родной город об этом многие узнали - специалистов-хореографов тогда не было, и в своё время я был, что называется, местной звездой. Спустя какое-то время подросла моя «смена», уже со специальным хореографическим образованием, и я из «танцев» ушёл. Мне всегда нравилось делать что-то руками: увлекался судо- и авиамоделированием, делал мягкие игрушки… Как-то я попал на мастер-класс по лозоплетению к известному специалисту Валерию КОЗЛОВУ из Иванова - страстному пропагандисту и новатору. Именно тогда, 20 лет назад, меня увлёк этот вид искусства. Этим делом нужно заболеть, заразиться - в хорошем смысле этого слова.

Е.С.: - Помните ваши первые работы?

Е.Г.: - Я не знал, с чего начать и как к этому делу подступиться. Сначала копировал изделия мастеров, а после появились и авторские, эксклюзивные работы - от мелочи (браслеты, серёжки, сказочные персонажи) до крупных изделий мебели (табуреты, стулья, этажерки). Ассортимент моих работ сейчас огромен: это и вазы, и корзины, и панно, и хлебницы, и абажуры, и шкатулки…

Последователи есть

Е.С.: - Знаю, что вы преподаёте своё мастерство местным ребятам. Есть ли среди них ваши достойные последователи?

Е.Г.: - Меня многие спрашивают, есть ли такой ученик, кто бы «переплюнул» меня. А я отвечаю, что нужно целых 20 лет «плевать», чтобы это сделать. У современной молодёжи нет усидчивости, терпения и аккуратности. К тому же сейчас много соблазнов - в первую очередь Интернет, а потом всё остальное, и то, если время останется. Сегодня важен мгновенный результат, а с той же корзинкой посидишь не час и не два. Один только прутик в руках нужно подержать несколько раз. А их в изделии десятки, сотни… Ручная работа, она всегда кропотливая, поэтому и ребят учится не так уж и много, но из тех, кто занимается, некоторые добились больших успехов. Например, Сергей АСТАНИН занимается у меня уже 8 лет, он победитель областной выставки среди школьников и теперь уже - автор своей собственной выставки. Есть и другие ученики - победители районных конкурсов.

Е.С.: - Сколько нужно времени для создания одного изделия?

Е.Г.: - Нет определённого количества времени - всегда получается по-разному, всё зависит от вдохновения. Прежде чем что-то начать плести, я всё тщательно обдумываю, делаю рисунок, чертёж. Без наглядности очень сложно что-то создать. В среднем, наверное, около месяца проходит от задумки до воплощения в жизнь какого-то эксклюзивного изделия. Небольшие же вещицы рождаются быстрее.

Е.С.: - А есть ли спрос на плетёные изделия?

Е.Г.: - Основная моя цель - не купи-продай, а всё-таки педагогическая: научить детей, организовать выставки, другие мероприятия. На заказ практически ничего не делаю, да и денег больших на этом не заработаешь. А спрос примерно такой же, как и на украшения - поскольку это не товары первой необходимости. В сезон быстро разбирают корзины, а всё остальное - для истинных ценителей. Что-то расходится на сувениры и подарки, что-то раскупают на выставках. 

На работу - как на праздник

Е.С.: Какие у лозоплетения есть плюсы и минусы?

Е.Г.: - Не скрою, что это ремесло довольно-таки сложное. Хотя в нём много и преимуществ, главный из которых - бесплатный материал: ива встречается повсеместно - растёт по берегам рек и озёр, на пустырях… Некоторые считают, что срезая лозу, губим иву. Но это заблуждение. Нужно знать определённый период, когда это можно делать, а именно - осенью, в период спячки. В этом случае на следующий год куст будет ещё пышнее. Большой плюс и в инструментах - для лозоплетения не нужны дорогостоящие станки. Всё, что необходимо, это кусачки, шило и нож. Ну, и главный инструмент - это руки, конечно. Из минусов - это так называемая профессиональная болезнь суставов. Когда обрабатываешь не одну сотню, а то и тысячу кустов, это не может не отразиться на руках. Но на это почти не обращаешь внимания, плюсов всё-таки больше, поэтому и на работу идёшь, как на праздник. Сейчас это мало где встречается. Можно сказать, что я счастье меряю целыми корзинами (смеётся)! 

Е.С.: Из каких этапов складывается работа?

Е.Г.: - Заготовка лозы осенью, после листопада - это самый первый этап. Сюда идут и небольшие веточки для миниатюрных изделий, и так называемая мебельная палка. Заготовки кипятят и освобождают от коры, после чего высушивают. Если этого не сделать, поверхность может покрыться плесенью. А после, спустя время, перед самой работой, лозу снова вымачивают, чтобы она стала гибкой и эластичной. Всё это - очень непростой и трудоёмкий процесс, к нему нужна привычка.

Е.С.: - А нельзя ли как-то механизировать работу?

Е.Г.: - Бесспорно, это было бы легче. Но такое маловероятно. Пройдёт и сто, и тысяча лет, но механизмы и роботы плести корзины из природного сырья вряд ли научатся. Эта работа всегда останется ручной. Хотя сейчас пытаются заменить лозу синтетикой, пластмассой, но это всё не то - нет неповторимости, нет теплоты природы. 

По стопам фараонов

Е.С.: - Какие работы можете назвать самыми необычными? И нужен ли за плетёными изделиями особый уход?

Е.Г.: - Есть очень изящная работа - ваза со стрекозами и бабочками. Или панно, сплетённое китайским узелком. Отмечают и другую работу - вазу в виде шара. Вообще, почти каждое изделие особенно и чем-то необычно. А срок службы зависит от использования и от хранения. При бережном отношении вещи из лозы сохраняют свой первоначальный вид очень долго. А археологи до сих пор находят в гробницах фараонов плетёные изделия - они хорошо сохранились до наших дней.

Е.С.: - Что бы хотелось изменить в своей работе? 

Е.Г.: - Сейчас катастрофически не хватает места - нам приходится ютиться в небольшой комнатке, где проходят не только курсы по лозоплетению, но и другие кружки. Хотелось бы приобрести и новые инструменты, и оборудование. Не хватает и техники - заготавливать материал куда лучше на транспорте. А вообще, что касается конкретно моей деятельности, то хотелось бы повторить некоторые работы замечательного украинского мастера Александра ХОМЯКА. Ведь лозоплетение - это такое творчество без границ, тут есть где разгуляться…

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах