Примерное время чтения: 7 минут
857

Личный подвиг. Ивановский педагог - о писателях, успешности и счастье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. 'АиФ в Иванове' 02/08/2017

Век талантов

Татьяна Баланцева, vlad.aif.ru: - Мария, в городе вас знают как автора нескольких поэтических книг и книги прозы. Как правильно вас называть: писатель, писательница?

Мария Махова:- Ни то, ни другое. Я педагог, учитель. Работаю во Дворце детского и юношеского творчества, вокальном ансамбле «Радуга» и модельном агентстве Славы Зайцева. Я из потомственной семьи учителей. Получила приглашение работать педагогом и ни разу не пожалела, что согласилась. 

Т.Б.:- А что для вас значат литература, писательство?

М.М.: - Образ жизни. Сегодня очень много пишущих людей. Благодаря интернету пишут чуть ли не все, ведут блоги. И зачастую довольно интересно и талантливо. Вообще, я за любые виды творчества и в любом возрасте. Именно творчество и чтение книг - это то, что развивает душу.

Т.Б.: - По вашему наблюдению, многие пишущие люди стремятся опубликовать книги? Именно бумажный вариант своего творчества?

М.М.: - Думаю, да. Но это было всегда. И меня раньше, в советские ещё времена, волновал вопрос, как и где можно напечататься. Но в то время нужно было сначала стать членом Союза писателей, чтобы у тебя вышла книжка. 

Т.Б.: - А как сейчас? Реально ли издать свою книгу человеку, не имеющему накоплений?

М.М.: - Издать свою книгу - недешёво. Но есть сайты, которые на определённых условиях издают книги всем желающим. И специальные сайты для сбора средств, где можно познакомить людей с тем, что ты пишешь. На этих сайтах собирают деньги на издание твоей книги или, например, на запись диска. 

Правильный ориентир

Т.Б.: - Мария, и тогда возникает вопрос: а зачем?

М.М.: - Зачем лично мне это? Наверно, чтобы сделать мир чуть-чуть лучше. Чтобы он стал более интересным, цветным и добрым. Такая вот сверхзадача. И чтобы осталось что-то после тебя.

Т.Б.: - Получается, это больше нужно лично для человека, а не с целью заработать? Сегодня писатель - не прибыльная, не хлебная профессия?

М.М.: - Сейчас, наверно, только одна прибыльная профессия - банкир или нефтяной магнат. Про прибыльность бюджетных профессий или профессий, связанных с творчеством, говорить смешно. Если ты, конечно, не писатель масштаба общероссийского или мирового. Книги в некоторой степени мне помогают выжить, конечно. Но «прибыльность» здесь ни при чём.

Т.Б.: - Есть мода на писателей?

М.М.: - Модный - это тот, кого покупают. Посмотрите в рейтинге продаж: Акунин, Улицкая, Дина Рубина, Донцова. Хотя для меня, может быть, актуальнее будет Петрушевская, чем Донцова. Но покупают больше её. Она более доступна для читателя. С помощью творчества Донцова победила страшную болезнь. В некоторой степени она стала примером любви к жизни, веры в себя и свои силы. А людям нужно давать надежду. Нам всем необходимо верить в лучшее. В то, что можно победить себя, дурную привычку, болезнь, что-то ещё. Вот Донцова победила болезнь, и миллионы людей подумали: мы тоже можем. И у неё все истории заканчиваются хорошо. Ещё Моцарт говорил что-то такое, что если произведение заканчивается плохо, то оно безнравственно. Вообще, надо больше говорить о хорошем, о милосердии, о помощи, о смыслах, ради которых стоит жить. Нужно пытаться ориентировать людей в сторону света.

Т.Б.: - У нас сейчас неправильные ориентиры?

М.М.: - Посмотрите наши передачи, новости, ток-шоу. Это же бесконечный трэш. Там убегают, тут убивают, здесь ловят, тут орут про политику, а здесь - молодые не отягощённые интеллектом люди строят «дом будущего», а на самом-то деле идут путём Содома и Гоморры. Это нормальные примеры для обозначения приоритетов? Культура и искусство предназначены, в первую очередь, для того, чтобы делать человека лучше, поднимать его над собой. 

На пути к мечте

Т.Б.: - Мария, если заговорили о важности чтения, спрошу вас: насколько часто ходят сегодня люди в библиотеку?

М.М.: - Моя библиотека - дома и в компьютере. И в ридере. У большинства людей, я думаю, тоже. Но бумажные книги незаменимы. Это особая энергетика, настроение и эмоции. А некоторые книги изданы так, что это вообще произведение искусства. Поэтому библиотеки, безусловно, нужны. И они сейчас ищут новые формы работы с читателем, превращаются в культурные центры. Детям такие центры необходимы. Взрослым же просто некогда: они заняты в основном проблемами выживания.

Досье
Мария Махова. Педагог, автор и исполнитель песен, писатель. Родилась в Иванове. С отличием окончила Ивановское училище культуры, МГИК, кафедру театральной режиссуры. Работает во Дворце детского и юношеского творчества г. Иваново. Лауреат многих фестивалей авторской песни, в том числе международного Грушинского. За диск «Вне времён» в 2010 году получила Гран-при на международном фестивале «Петербургский аккорд», в 2012 году - 1-е место на международном конкурсе прозы «Белая скрижаль». Лауреат премии «Престиж» в сфере образования, награждена Хрустальным Дельфином за выдающийся вклад в систему образования. С 2014 года член Союза российских писателей, автор поэтических книг «Маме Кенгуру», «Другие вещи», «Дети пропавших лётчиков», детской книги «Бог играет на флейте», книги прозы «ДО КУ ТУР». Сейчас к изданию готовится детская книга «Сказка про принцессу».

Т.Б.: - Как найти своего писателя?

М.М.: - Читать, больше никак. Не с фонарём же его искать, как Диоген человека. Сегодня нет системы запретов, закрытых дверей и закрытого занавеса, как было в советские времена. Найти можно практически любую литературу. И возможности для саморазвития всегда есть. Было бы желание. Целью моих уроков как раз и является, прежде всего, развитие в детях творческой составляющей, чтобы они были подвижны, креативны, находчивы, имели хорошее воображение. Тогда они не пропадут в жизни. Потому что можно получить образование и не найти работу. А творческий человек на пустом месте придумает колесо и без куска хлеба не останется. 

Т.Б.: - С каких лет нужно заниматься поисками себя?

М.М.: - Мне кажется, что практически у каждого ребёнка есть мечта, и путь к ней начинается с детства. Для этого и нужны творческие центры, конкурсы, интересные и развивающие мероприятия. Детьми нужно заниматься, детей необходимо любить и направлять. И вселять в них уверенность, что они добьются того, о чём мечтают, хоть это и не так просто. Пусть они плетут, лепят, танцуют, рисуют, сочиняют, играют в КВН, играют в спектаклях. Пусть пробуют себя везде. Я смотрю по своим выпускникам, насколько они успешные люди - творческие, позитивные, оптимистичные, уверенные в себе, открытые для мира. Меня это очень радует - значит, всё было правильно.

Т.Б.: - Что в вашем понимании значит «успешные»? Материально обеспеченные?

М.М.: - Успешность бывает разной, и в этом мире она зачастую определяется деньгами. Дети рано понимают это: меряются гаджетами, у кого круче. И в школе разный достаток семей особо ощутим. Но я ребятам говорю: пройдёт совсем немного времени, и будут обращать внимание не на марку твоего сотового телефона, а на то, что у тебя в голове. А брать на работу будут не за тот телефон, который в руке, а за то, что ты умеешь. И есть ещё такое понятие, как внутренняя гармония. А вот это и бывает самым сложным. Но если человек счастлив от того, что он делает, он гармоничен. По нему это видно. Он может не зарабатывать миллионов и не иметь шикарного дома. Но ему этого и не надо. У него в жизни другие смыслы. Я такие очевидные вещи говорю. Впрочем, внутренняя гармония и счастье сегодня такая редкость, что удержать их на сегодняшний момент - это своего рода подвиг.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах