Первый скалодромный зал – «Эскалада» - они открыли на улице Левино Поле. Помещение было уютным, но очень небольшим. По мере того как рос коллектив, пополняясь увлечёнными людьми, появилась мечта: создать в городе полноценный скалодром. Для тех, у кого есть горячее желание, нет ничего невозможного. Их мечта исполнилась. Один из создателей «Яруса» Павел Морозов рассказал нам о том, что же это за спорт такой – скалолазание, как к нему приобщиться и насколько сложно продвигать не совсем известный (но уже олимпийский) вид спорта.
«Это не шахматы, тут думать надо!»
Катерина Карпенко, vlad.aif.ru: - Паша, расскажи, пожалуйста, как давно ты начал заниматься скалолазанием? Этому предшествовали другие виды спорта?
Павел Морозов: - Впервые я познакомился со скалолазанием ещё в детстве, когда мы группой из спортивного лагеря поехали в Крым на скалы. Но в 14 лет мне всё это показалось диким, страшным и непонятным. Затем в 2010 году друзья привели меня на скалодром ДТЮ, где я прозанимался месяц. Оказалось, что там не очень интересно заниматься человеку, ориентированному на спортивный результат. К тому времени я уже много лет занимался пауэрлифтингом и ходил в секцию каратэ. До этого были историческое фехтование и верховая езда. Тренироваться, заниматься физкультурой и спортом я начал около 15 лет назад. А 4 года назад с головой ушёл в скалолазание.
К.К.: - Есть мнение, что скалолазание - это не просто вид спорта, это стиль жизни, образ мыслей. Для тебя это так?
П.М.: - Да, именно так! Когда человек приходит в скалолазание и у него поначалу ничего не получается, даже если он физически подготовлен и смел, то на этот случай у нас есть поговорка: «Это не шахматы, - тут думать надо!». Этот спорт требует от человека постоянного физического, духовного и интеллектуального совершенствования.
Мы часто обсуждаем между собой, что нас удерживает в скалолазании. Оказывается, что для всех это и хобби на всю жизнь, и серьёзный спорт, у которого нет возрастных ограничений, и потребность в работе над своими слабостями, и умение видеть решение проблем там, где другие попадают в тупик.
Большинство спортсменов, занимающихся скалолазанием на высоком уровне, – это люди с высшим образованием, творческие личности, которые не имеют спортивного образования. У них широкий кругозор, который они постоянно расширяют, общаясь и взаимодействуя друг с другом. Общение и обмен опытом – вот что стоит в основе мирового скалолазного сообщества. Это тоже притягивает и удерживает нас там, где мы есть.
К.К.: - Покорением какой вершины ты больше всего гордишься?
П.М.: - Тот вид скалолазания, которым я занимаюсь, называется «боулдеринг». Это прохождение относительно коротких скальных трасс разного уровня сложности без привычной страховки в виде верёвки. Чем выше категория сложности, тем выше требования к физической подготовке, растяжке и способности управлять своим сознанием.
Категорирование в скалолазании начинается с 5-ок и заканчивается 9-ми. У каждой цифры есть латинские подкатегории: «а», «b», «с». Это французская международная система. В итоге получаем такую градацию: «5a, 5b, 5с ,6а»- это уровень новичка, «6b, 6с, 7а» - хороший любительский уровень, «7b» и всё, что выше – это уровень профессионального спортсмена.
Моё личное достижение - это прохождение трассы «Урантия» категории 7С в Крыму. У меня есть цель – каждый год повышать свой уровень до предельного возможного.
Отказ каждый раз
К.К.: - Расскажи, как вы создавали «ЯРУС»? Знаю, что раньше скалодром был на 2 этаже в жилом доме…
П.М.: - Много лет мы тренировались на чердаке дома у нашего старого друга. Это был скалодром, построенный своими руками. На свои деньги мы покупали материалы, зацепки, рельефы. Иногда оставались ночевать в нашем маленьком зале, чтобы успеть достроить и отремонтировать помещение, накрутить новые трассы и навести порядок.
Наши ребята выступали на региональных и всероссийских соревнованиях, представляя город Владимир. Так как других спортсменов в нашем городе нет и не было, то мы обращались многократно в администрацию города за поддержкой. Просили помочь с более крупным помещением под строительство нового скалодрома. Искали материальные средства на закупку материалов. Но каждый раз получали отказ.
Спустя примерно 1,5 года через своих знакомых я смог выйти на московских инвесторов, которые были заинтересованы в развитии спорта. Нам выделили помещение на третьем этаже КТТК «Золотые Ворота» (это то самое здание с красивыми башнями на трассе за поворотом на Энергетик), поддержали финансово. Мы с ребятами усердно взялись за работу и создали то, что вы видите сейчас, – скалодром международного уровня, на котором можно не только хорошо провести время с семьёй и друзьями, но и организовать всероссийские соревнования.
К.К.: - Расскажи о Школе скалолазания? К вам могут прийти как дети, так и взрослые? Ограничений нет?
П.М.: - Мы занимаемся и с детьми, и с взрослыми. Нижняя планка – 6 лет, а верхней не существует. Ограничений по весу и физическим возможностям тоже нет. В секции по боксу, например, вам же не скажут, что вы должны отжиматься 100 раз, и только тогда вас возьмут. У нас то же самое. От вас нужно только желание, от нас – обучение.
Детскую секцию ведёт наш тренер Александра. У неё свой особый педагогический подход к ребятам. Они очень быстро прогрессируют. Большая часть из них уже начала выступать на соревнованиях в других городах. Некоторые даже выполнили спортивные разряды. Детская тренировка длится 1,5 часа. В неё включены: координационные упражнения, упражнения на растяжку, обязательная физическая подготовка, лазание трасс разных категорий сложности, отработка навыков работы в команде, спортивные игры. Достаточно часто для расширения кругозора и опыта детей вывозят на скалодромы в другие города.
Взрослую секцию веду я. Все желающие записываются на вводное занятие, где им рассказывают о спорте, учат его азам и проводят инструктаж по технике безопасности. Если люди понимают, что им это интересно, то возвращаются к нам. Тренировка взрослой школы скалолазания длится 2 часа. В них входят: разминка, отработка технических приёмов лазания, прохождение трасс разных категорий сложности, координационные упражнения и полчаса специальной силовой подготовки в конце тренировки. Упражнения либо даются индивидуально каждому, в зависимости от слабых сторон, либо выполняются в группе.
Особо заинтересованные в росте и располагающие свободным временем ученики взрослой школы выезжают на соревнования в другие города, а также на открытые тренировки на скалодромы в близлежащие регионы. Мы также планируем вывозить подготовленных учеников на скалы в Крым.
К.К.: - Насколько сложно обучиться? Или совершенству нет предела?
П.М.: - Обучиться азам лазания и начать развиваться самостоятельно можно и после 1-2 лет тренировок. Но расти дальше без постоянного труда не удастся. Спортсмены, которые занимаются десятилетиями и, кажется, уже достигли вершины подготовки и мастерства, постоянно ищут новые методики, находят у себя слабые стороны. Совершенству нет предела – всё верно.
К.К.: - Какое специализированное оборудование требуется для занятий?
П.М.: - Всё, что нужно для тренировок, – пара скальных туфель (мы их называем просто – «скальники») и мешочек с магнезией - это порошок, который используют скалолазы, гимнасты, легко – и тяжелоатлеты, чтобы ладони не потели и не скользили.
Всё зависит от целей человека. Начинающий может купить скальники за пару тысяч рублей и достаточно долго заниматься. Но со временем, когда он начнёт расти, ему уже понадобится более профессиональная обувь. Соответственно, стоимость её выше. Но это копейки, по сравнению с тем, сколько тратят велоспортсмены, лыжники и многие другие атлеты.
Магнезия – это расходный материал, стоит она недорого. Фирм-производителей много, так что каждый подбирает ту, которая лучше всего подходит его рукам.
Поле для творчества
К.К.: - Трассы для прохождения вы создаёте сами? Сколько есть маршрутов?
П.М.: - Если на скалах маршруты созданы самой природой и их надо найти, расчистить, подготовить и зарегистрировать, то скалодром – это настоящее поле для творчества.
Основываясь на своём опыте и интеллектуальных способностях, подготовщик (или, как мы его называем, «накрутчик») создаёт движения из зацепок и рельефов разного уровня сложности. Все они индивидуальны и не похожи друг на друга. Каждая трасса создаётся для того, чтобы «прокачать» какую-то конкретную группу мышц, научить человека сложному движению, терпению или растяжке. Научить думать или сражаться до последнего.
Трудно сказать, сколько есть маршрутов на скалодроме, так как они постоянно меняются. Когда большая часть ребят уже залезла трассы на одной из стен скалодрома, то они скручиваются, и на их месте появляются новые.
К.К.: - Насколько безопасны занятия?
П.М.: - Занятия абсолютно безопасны, если вы придерживаетесь правил: не стоите под стенами скалодрома, когда над вами находится человек, не лежите на страховочных матах, не лазаете в браслетах и с кольцами на пальцах, следите за детьми.
Спортивным травмам чаще всего подвергаются скалолазы высокого уровня. Но трассы их категорий для обычного человека кажутся чем-то фантастическим, поэтому об этом не стоит беспокоиться (это касается всех видов спорта без исключения).
К.К.: - А если у человека нет цели заниматься профессионально, ему хочется просто попробовать свои силы, можно ли прийти?
П.М.: - Конечно, можно! Приходите на вводное занятие – и вы сами поймёте, что вам нужно. Кто-то всю жизнь занимается скалолазанием и для него это развлечение выходного дня. Кто-то относится к нему как к фитнесу и приходит на тренировки пару раз в неделю. А кто-то ставит перед собой спортивные цели. Человек часто ограничивает себя и принимает решения задолго до того, как решится попробовать что-то новое. И зря! Возможно, так вы упускаете то, что даст вам сильный толчок для личностного роста и расширит ваши горизонты!
К.К.: - Осенью прошлого года во Владимире прошёл 1-й фестиваль по скалолазанию. Насколько он был успешным? Много ли было спортсменов?
П.М.: - Да! И это было потрясающе! Мы и не рассчитывали, что к нам приедет аж 140 спортсменов со всей России! Это ещё раз доказывает, что наш скалодром способен обеспечить соревнования высокого уровня.
Есть традиция приглашать к себе в команду подготовщиков соревнований одного из легендарных спортсменов России. Осенью прошлого года к нам приезжал Александр Гержа – человек, который щёлкает как орешки маршруты 9-ой категории сложности! Поэтому трассы на соревнованиях были серьёзными, и даже опытным спортсменам из сборной России пришлось попотеть!
К.К.: - Планируете ли фестиваль в этом году?
П.М.: - Фестиваль в этом году мы планировали, но пока его отложили из-за расширения спортивной базы скалодрома. Обустраиваем помещение, увеличиваем число трасс и тренажёров. Совершенству нет предела!
Когда мы будем знать точные даты будущие соревнований, то сразу вам сообщим! Ведь это зрелищный спорт даже для неподготовленного зрителя.
Покорение олимпийских высот
К.К.: - В 2016 году скалолазание стало олимпийским видом спорта. С тех пор что-то изменилось?
П.М.: - Да, для нас это серьёзное событие! Все три дисциплины скалолазания: трудность, скорость и боулдеринг включили в Олимпийские игры. Ключевые изменения произошли в сборной России и Федерации Скалолазания России. Уверен, что и международную Федерацию сильно «тряхнуло». Теперь все спортсмены обязаны быть подготовленные одинаково в трёх сферах скалолазания, хотя до этого каждый специализировался только на одном виде. Это серьёзная нагрузка на тренеров и атлетов.
Нас эти изменения еще не коснулись. Жители города, к сожалению, пока не знакомы с этим видом спорта и не знают о его включении в Олимпийские игры. Но мы надеемся на рост популярности и заинтересованности. Ведь скалодром и был построен для того, чтобы учить людей скалолазанию. А для себя лазать мы могли и на чердаке!
К.К.: - Какая помощь и поддержка вам необходима?
П.М.: - В первую очередь – популяризация. Хотелось бы, чтобы жители города о нас знали. Это работа СМИ и администрации. Часто для расширения возможностей скалодрома приходится искать средства. Это создаёт проблемы. Поэтому необходима спонсорская поддержка заинтересованных в развитии спорта организаций.
Все мы надеемся на развитие. Чем больше людей будут заниматься скалолазанием, тем больше будет становиться скалодром и тем чаще будут проходить соревнования и фестивали. Движение – это жизнь, друзья, а движение вверх – это смысл жизни!