Андрей Сидорчик: Падение с Олимпа, или Голливудская «клюква»-2013

Однако за российских, мягко говоря, мастеров сценария вступились их, грубо говоря, голливудские коллеги.

   
   

Проделали они это посредством нового боевика «Падение Олимпа», который 4 апреля вышел на экраны России.

Герой агитпропа

Конечно, сюжет боевиков, как правило, чрезвычайно предсказуем. Особенно если речь идет о боевиках с патриотическим уклоном. «Плохие» сначала берут верх, но потом находится маленькая группа «хороших», которая всех победит и восстановит справедливость.

Впрочем, даже в этих достаточно узких рамках можно творить оригинально и талантливо. Создатели первых фильмов саги о «Крепком орешке» покорили зрителей именно нетривиальным образом главного героя. Полицейский Джон Макклейн в блестящем исполнении Брюса Уиллиса героем быть не хочет - он хочет тепла и семейного уюта. Однако в силу катастрофического невезения он оказывается в ненужное время в ненужном месте, и вынужден вести борьбу за выживание, истекая кровью, матерясь и проклиная судьбу.

В общем, Джон Макклейн похож на человека. Как был похож на него и Фрэнк Фармер из «Телохранителя», сыгранный Кевином Костнером.

Майк Баннинг, главный герой «Падения Олимпа», по сюжету коллега Фармера – он охраняет президента.

В этом сходство героя Костнера и героя Джерарда Батлера заканчивается. Майк Баннинг на человека не похож – он похож на героя из штампованного пропагандистского ролика.

   
   

В «Падении Олимпа» вообще нормальных людей не попадается. Возможно, они и были, но их всех убили террористы, не дав продемонстрировать свою нормальность.

Итак, Майк Баннинг – бывший охранник президента США, психологически сломавшийся и занимающийся бумажной работой.

А сломался он потому, что в рождественскую ночь не смог спасти «первую леди». Пока президент со своей женой мило обменивались подарками, их машина попала в аварию на заснеженном мосту и повисла над пропастью. Баннинг в последний момент вытаскивает из падающей машины президента, но первую леди не успевает.

Все понимают, что Баннинг поступил правильно, но президент видеть своего спасителя не может.

В общем, очередной штампованный герой в несправедливой отставке. Из новостей он узнает, что на Корейском полуострове снова кризис, а зритель понимает, что звезда Голливуда Батлер будет спасать мир от северокорейской угрозы.

Это уже вторая северокорейская угроза в Голливуде за весну-2013. Только в марте вышел боевик «Неуловимые», в котором армия КНДР оккупирует США. Право, можно заподозрить, что спонсирует эти фильмы лично любитель баскетбола товарищ Ким Чен Ын.

Северокорейский пирог

Дальше в фильме начинается настоящий ад, который, по-видимому, перекочевал туда из ночных кошмаров сценаристов Кэтрин Бенедикт и Крэйтона Ротенберга.

Рассказывают, что идея «Терминатора» пришла его создателю в болезненном бреду под высокой температурой. Пример «Падения Олимпа» показывает, что не всякий бред одинаково полезен.

В небе над Вашингтоном внезапно появляется американский военно-транспортный самолет, летящий невесть откуда. На его перехват вылетают истребители, которые вежливо просят пилота изменить курс. Внезапно у транспортного самолета открываются некие боковые створки, точь в точь как бойницы для пушек на кораблях времен адмирала Ушакова, откуда появляются пулеметы и расстреливают незадачливых пилотов. После чего враждебный самолет начинает кружиться над центром Вашингтона, поливая огнем из пулеметов и сам Белый дом, и его окрестности, убивая всех подряд.

Единственные, в кого пули не попадают – это корейские туристы, которые очень скоро окажутся северокорейскими террористами. Видимо, северокорейские пули обладают магическим свойством не попадать в своих.

Все это безобразие заканчивается тогда, когда прилетает третий истребитель и, наконец, сбивает агрессоров. Те, на прощание сломав памятник, падают в окрестностях Белого Дома.

Корейские туристы понимают это как сигнал к атаке и идут на штурм президентской резиденции. Сам президент в это время прячется в секретном бункере под Белым домом вместе с премьер-министром Южной Кореи, приехавшим просить помощи.

Террористы легко и быстро убивают президентскую охрану, и только прибежавший на помощь герой Батлера бежит сзади и ликвидирует нападающих по одному. Террористы по непонятной причине игнорируют стрельбу себе в спину и все-таки берут Белый дом.

А в самом бункере выясняется, что практически вся охрана южнокорейского премьера – это северокорейские террористы, которые быстренько убивают оставшихся секьюрити и берут в заложники все руководство США.

Через 13 минут после начала штурма последний американец (кроме Баннинга-Батлера), защищающий Белый дом, кричит в рацию: «Олимп пал!», сообщая о том, что вся американская мощь – полная ерунда перед четырьмя десятками северокорейцев с автоматами и гранатометами.

Избить президента

Понятно, что с этого момента крутые террористы начинают вести себя как полные недоумки. Они перестают попадать с трех метров упор и ходят поодиночке по темным коридорам, позволяя себя убить единственному оставшемуся в живых американскому герою.

Запертый в бункере заложник-президент беспрестанно хамит главарю террористов, не обращая внимания на то, что тот и так убивает его подчиненных одного за одним. Глава сверхдержавы клянется, что из него не выжмут ни слова, но пускает слезу, когда террористы хотят расправиться с министром обороны и приказывает той сообщить коды от сверхсекретной программы «Цербер», позволяющей уничтожить ядерные ракеты в полете. Понятно, что жизнь своего министра президенту США куда важнее, чем десятки миллионов жизней простых американцев.

Террористы требуют от американцев вывести свои войска из Южной Кореи. Американцы, которых, в отсутствие президента-заложника, возглавил Морган Фримен, делать этого не хотят, поскольку тогда КНДР тут же победит.

Создатели «Падения Олимпа» вообще не скрывают симпатий к Северной Корее: в то время как «коммандос» КНДР столь круты, что захватывают Белый дом за четверть часа, южнокорейцы не в состоянии сами отразить нападение соседей, и к тому же столь наивны, что агенты Ким Чен Ына проникают даже в личную охрану премьер-министра.

Все американские герои в картине говорят так, будто начитались худших образчиков политической пропаганды. Поэтому когда кого-то из них убивают, зритель испытывает большое облегчение. Когда глава террористов дал президенту по лицу, в зале кто-то мрачно бросил:

- Он это заслужил!

Среди американцев есть предатель, который клеймит «продажные» американские выборы и помогает террористам. Но и он раскаивается и помогает Баннингу, после чего растроганный герой в благодарность его убивает.

Без сюжета и мозга

Американцы в фильме настроены жутко патриотично и готовы отдать жизнь за Родину. При этом северокорейские террористы увешаны с ног до головы новейшим американским оружием. Откуда, спрашивается, оно у них? Кто им его продал, если кругом одни патриоты?

Когда герою отводят полчаса на спасение мира, он незамедлительно звонит… жене, и заводит разговор ни о чем. Затем секретный агент, до этого старательно пытавшийся создать у террористов видимость своей смерти, выходит на связь с их главарем, сидящем в секретном бункере, выдерживающем попадание ядерной бомбы, и сообщает, что придет его убивать. Это, конечно, очень мудрая угроза в отношении людей, держащих в заложниках президента твоей страны.

Разумеется, в итоге Майк Баннинг всех победил и остановил ядерный Апокалипсис за три секунды до его начала. После чего из сгоревшего наполовину Белого Дома выходят герой и недорезанный террористами американский президент.

Затем президент произносит абсолютно штампованную и неоригинальную речь, а рядом стоит его верный охранник-герой, у которого от всей этой кутерьмы осталась лишь царапина на лбу.

За Джерарда Батлера, человека, в реальной жизни получившего награду за спасение утопающего мальчика, как-то неловко. Понятное дело, что голливудский бизнес диктует свои правила, однако всучивать зрителю откровенный киноширпотреб звезде подобной величины было необязательно. Все это в равной степени относится и к другим участникам данного боевика.

Кое-кто из защитников «Падения Олимпа» выдвинул такой тезис – «сюжет в боевике не главное». С этим можно согласиться только при одном условии – если принять как данность, что у зрителя нет мозгов.

У «Падения Олимпа» есть один несомненный плюс – после него к потугам отечественных сценаристов начинаешь относиться снисходительно. Ну и на том спасибо.

 

 Андрей Сидорчик , 

Редактор раздела «Общество» «AиФ».ru

 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: