Так, в Лондоне активисты забросали вход в посольство РФ сотнями пластиковых рук манекенов в знак протеста против бомбардировок в Сирии.
На резкие акции активистов провоцируют прополитические статьи западных журналистов, порицающих Москву, которая, по их мнению, так же варварски бомбит восточный Алеппо, как когда-то Грозный. О том, что в «эпицентре» зачистки находятся боевики, американцы скромно умалчивают. Неужели мир встал на защиту повстанцев, ополчившись против «тирана Асада», забыв грехи США в Ираке и Афганистане? Мы попросили политолога Романа
Евстифеева помочь разобраться, что происходит на политической арене.
Извратили Коран
Лариса Майорова: - Порицатели политики России всё чаще проводят параллели между Алеппо и Грозным, Сирией и Чечнёй…
Роман Евстифеев: - Это совсем другое историческое событие. Все чеченские кампании велись внутри одной страны, в конфликт не втянули другие страны. Участвовали российские войска и те, кого называли сепаратистами, включая наёмников и представителей исламского мира. Не отрицаю, что судьба Грозного в конце 90-х была печальна. С Алеппо и Сирией совсем другая ситуация - есть коалиция, возглавляемая США, есть армия Башара Асада, российские позиции, Турция, Ирак, с другой стороны баррикад - повстанцы, причём их несколько видов, ИГИЛ (организация, запрещенная на территории РФ - ред.)… Это очень сложный конгломерат, со своими внутренними взаимоотношениями, не говоря уже о внешних связях. Поэтому предугадать, как и что будет происходить дальше, - сложно.
Л.М.: - Радикалы из ИГИЛ, позиционирующие себя как исламское государство, уничтожают исторические ценности мусульманской культуры, причём свой вандализм творят от имени ислама. В Чечне религия тоже стояла на первом месте? Говорят, там тоже якобы «правил» радикальный ислам. А Джохар Дудаев был фанатиком…
Р.Е.: - В Чечне религия играла особую роль. Шамиль Басаев и ребята из его группировки были очень образованными, светскими людьми. В 90-е у них появилась надежда на собственную государственность, они стали думать, что будет лежать в её основе. И тут им предложили вариант исламизации, причём ваххабитского толка, а это та самая ветвь ислама, которая существует в Саудовской Аравии. Изначально цели были благие - вернуться к чистому Корану, убрать всякие религиозные «наслоения». А в реальности получилось мощнейшее фундаменталистское влияние Саудовской Аравии, которая начала учить «религии» у себя и поставлять в Чечню кадры. На этом ваххабизме «будущие сепаратисты» зациклились, и отсюда пошла как бы повторная исламизация. Я думаю, что к концу 80-х Чечня не была сильно исламизирована. А вот после развала СССР в 90-е годы «Басаевская группировка» взяла курс на ваххабизм, решив, что это и будет их «доктриной». Видимо, никто не просчитал, к чему это может привести. А привело это к тому, что ваххабитский ислам стал основой их «националистического движения».
Л.М.: - А потом Шамиль Басаев развернул жёсткую борьбу за выход непризнанной чеченской республики Ичкерия из состава РФ…
Р.Е.: - Сначала в России смотрели на метаморфозы в Чечне «сквозь пальцы», мол, выживаете - и выживайте. Позднее национализм, религиозный фундаментализм привели к тому, что в Чечне стали «гнобить» и убивать тех, кто не подходил под идеологию, много русских семей сбежало. Под «это дело» проникли бандиты, которые научились зарабатывать, - похищали людей, требовали выкуп. В какой-то момент Масхадов понял, что ситуация вышла из-под контроля, порядок нельзя удержать. Как вы знаете, потом они стали требовать не только выход из состава РФ, но и преференции. Пришлось вступить в вооружённое противостояние. Кстати, когда Владимира Путина назначили президентом 31 декабря 2000 года, он в новогоднюю ночь поехал в Чечню и там выступил перед солдатами, сказав: «Моя задача - чтобы как можно меньше гибло солдат, я должен для этого всё сделать». У него сразу был курс на умиротворение, сворачивание военного конфликта.
Л.М.: - Хорошо, а Сирия и Афганистан сравнимы, если говорить о влиянии других стран на зону конфликта?
Р.Е.: -Здесь сложное сравнение. Наверное, нет. Они отличаются, но их объединяет только одно: было противостояние России и США, явное в Афганистане, неявное в Чечне. Сегодня, хотя мы и союзники с США в Сирии, тем не менее какое-то разногласие есть. Я бы не стал сравнивать Афганистан с Сирией, там была другая идеологическая и внутриполитическая ситуация. В период 80-х годов никто не говорил об исламском фундаментализме, например, о попытках создания государства на исламе. Прообраз исламского фундаментализма, движение талибан, возникло гораздо позже. В 80-х речь шла о контроле за приграничными территориями СССР: кто их будет контролировать - Россия или США. Там был абсолютный марионеточный политический режим, который, собственно, не имел никакой своей идеологии. В Сирии более сложная ситуация, она «полифоничная», на её территории собраны разные силы, замешана религия, исламский фундаментализм, который не нравится многим мусульманам.

Л.М.: - В Сирии боевики не опираются на каноны «классического» Корана, они создали свою фанатичную систему, сея псевдоучение среди обездоленных, таким образом вербуя их…
Р.Е.: - Религия здесь играет роль технологии, на мой взгляд. ИГИЛ бичует язвы современных потребительских обществ, но предлагает антигуманные решения, которые обращают нас в прошлое. В арабских странах есть большая масса молодых обездоленных людей. Высшее образование у них, может быть, и есть, но они не видят возможности самореализации. А на болезненном ощущении, что ты нигде не нужен, могут играть такие силы, как ИГ. Человек не нужен в родной стране, исламисты ему предлагают альтернативу, говоря: «Ты нам пригодишься, ты здесь нужен, все твои знания и умения для нас важны». Например, основными участниками «арабской весны» в Марокко и Тунисе были молодые люди с высшим образованием, которые не знали, куда применить себя. В Египте таких «мятежников» было не так много. Почему? Потому что Марокко и Тунис прошли путь вестернизации, там появились доходы через туризм, стали открываться вузы. Но экономика-то в этих странах слабая, куда деваться людям с высшим образованием - непонятно. Ни денег, ни работы… Когда люди понимают, что надо что-то менять в системе управления, происходит такое вот брожение. «Точка невозврата» всегда начинается с безысходности и проблем самореализации.
Толерантность: нужна ли?
Л.М.: - На фоне наплыва беженцев в Европу стали появляться ячейки нацистов…
Р.Е.: - Западная демократия устроена таким образом, что у них не запрещены национал-социалистические общества, даже в Германии. Считается, что это маргинальные ячейки, существующие на периферии: и вроде бы большого вреда такие сообщества не принесут, если не начнут активно действовать. А в этом случае к ним применяют достаточно жёсткие меры. При миграционном кризисе, который мы сейчас наблюдаем, часть населения, возможно, начинает симпатизировать тем, кто предлагает ограничить поток миграции или принять жёсткие меры к иммигрантам. Выборы, как «сигнальный маячок», показывают, что есть приток электората к правым партиям, но пока он не критический, то есть здравый смысл ещё не изменил европейцам. Я здесь не вижу большой опасности. Думаю, этот кризис скоро урегулируют, выйдут из него каким-то образом.
Л.М.: - Об окончании войны можно и не заикаться?
Р.Е.: - Пока конца не видно. Все попытки договориться ни к чему не приводят. Со стороны Запада началась фаза обвинений Москвы и Дамаска, например, о нанесении авиаударов по школе в сирийской провинции Идлиб. Министр иностранных дел РФ Сергей ЛАВРОВ назвал эти данные сфабрикованными, во время налёта ни один самолёт ВКС РФ не находился в обозначенном районе.
Конца взаимным обвинениям не видно. В то же самое время повстанцы поддерживают свою жизнеспособность. На Ближнем Востоке они пока чувствуют себя хорошо, их, видимо, поддерживают.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть