Посетив бальмонтовские места в Париже и его предместье Нуази-ле-Гран, ивановские литераторы и деятели культуры отдали дань памяти поэта и приняли участие в российско-французской гуманитарной акции в год 145-летия со дня рождения Константина Бальмонта и 70-летия со дня его смерти.
В городке Нуази-ле-Гран, где прошли последние годы жизни «солнечного поэта», ивановцы вместе с французскими официальными лицами, представителями русской эмиграции и общественности и потомками Константина Бальмонта поклонились на местном кладбище его могиле.
«…Спустя десятки лет на могилу Константина Бальмонта ложится родная шуйская земля, - пишет в своем очерке Владимир Князев. - Символическая частичка его любимой малой родины. Был ли счастлив поэт в Париже? В своей статье «Без русла» он признавался: «Мне душно и от воздуха летнего Парижа, где я никому не нужен и где ничто для меня не нужно. Но нет дня, когда бы я не тосковал о Родине, нет часа, когда бы не порывался вернуться… Я вне действительной связи с моей Матерью, с моей Родиной… Русла нет. А река без русла разве свободна?»
В Париже, в Российском центре науки и культуры («Русский Дом») члены делегации приняли участие в работе «круглого стола», за которым шел разговор о непреходящем значении творческого наследия родоначальника Серебряного века русской поэзии. Щемяще-печальную тональность этой встрече придал показ документального фильма о скитальческой судьбе поэта - «Вернись на родину, душа!», созданного коллективом Шуйского государственного педагогического университета.
Свидетельства о тяготах эмигрантской жизни Бальмонта приводит в своем очерке Лариса Щасная:
«Известно письмо Е.К.Цветковской (жены поэта - ред.), писавшей благотворителю весной 1935 года, когда Бальмонт попал с душевным расстройством в клинику: «Мы в беде великой и в нищете полной... И у К.Д. нет ни ночной рубашки приличной, ни ночных туфель, ни пижамы. Гибнем, дорогой друг, если можете, помогите, посоветуйте».
<…> В апреле 1936 года при активном содействии М. Цветаевой и Б. Зайцева в парижском зале Музея социальных наук состоялся благотворительный вечер «Писатели - поэту», на котором был создан «Фонд помощи Бальмонту». Именно тогда Цветаева произнесла своё страстное «Слово о Бальмонте». А денег, собранных на вечере, хватило, чтобы поместить больного поэта в хороший санаторий под Парижем, а потом с августа по декабрь этого года еще и пожить с семьей в хорошем пансионате. До новых бед, до очередного обнищания...»
Побывали ивановцы и на знаменитом русском некрополе в местечке Сен-Женевьев де Буа. Здесь, пожалуй, наиболее остро предстает трагедия раскола русской нации, русской интеллигенции в далекие «окаянные дни».
«Где, как не здесь, если уж не в родных пределах, полагалось бы, наверное, быть упокоенным и Константину Бальмонту?! - пишет Юрий Орлов. - Увы, судьба распорядилась иначе. Постояли в молчании у скромного крестообразного надгробия нобелевского лауреата Ивана Бунина, разыскали могилу нашего земляка, кинорежиссера Андрея Тарковского - зажгли свечу. <…> Щемящей скорбью отозвались воистину братские захоронения белогвардейского воинства… <…> Бесконечно много. Душа невольно взывает к примирению их всех - и белых, и красных, - хотя бы задним числом. Побольше бы нынешних молодых россиян смогло увидеть и прочувствовать это, чтобы уберечься от беспамятства и новой национальной смуты!»
И с этими словами нельзя не согласиться…
Смотрите также:
- В Иванове выбрали самую красивую девушку →
- Ивановские красавицы играют в боулинг →
- Шарф как «изюминка» гардероба →