Обжигая игрой. В театре «Контакт» поставили спектакль «Забыть Герострата»

Фото из архива театра «Контакт» / АиФ-Владимир

   
   

Это притча о последнем честном человеке на Земле и псевдогерое, рискнувшем встать на одну ступень с богами. Драматургия роковой ошибки, хитросплетения соблазнов и слабостей, - будто насмешка над добродетелями человеческими. Упиваясь собственным торжеством и значимостью, вкусив сладость славы и поклонения, Герострат так и не постиг истинную суть бытия. «Это не храм горит, а сгорают судьбы человеческие…»

Постигнуть суть

Для юных актёров театра «Контакт» пьеса не вызвала трудностей. Хоть большинство дарований ещё школьники, это не помешало восприятию глубинных аспектов произведения. Сюжет незамысловат и довольно красноречив. Исторический трагифарс недалеко «ушёл» от детища Григория Горина. В 356 г. до н.э. некий Герострат сжёг храм Артемиды Эфесской, который считали одним из 7 чудес света. А всё для того, чтобы обессмертить своё имя. Наказанием стали казнь и приказ о его полном забвении. Если обратиться к пьесе, то судья Клеон очень надеялся, что со временем ненавистное имя Герострата будет проклято, а люди забудут о столь низком «подвиге». Ошибся. Герострат «жив» доселе. Вновь и вновь он будет рождаться на сценах разных театров, ликуя: «Делай, что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь!»

Гамлет древнего мира

 - Ай да фигура, Ай да Герострат!- говорит в одном из диалогов Глеб УТВЕНКО, которому досталась роль «поджигателя». Как раз-таки фигура Герострата не представляет загадки. Да, конечно, Глеб безупречно сыграл свою роль и отвлёк внимание зрителя от ключевой фигуры, прототипа коварности и хитрости - от судьи Клеона. Виновата харизма. В перипетиях диалогов судью  -  Дмитрия ДУДОРОВА задвинули на второй план. В пьесе речь идёт не о забвении имён или строительстве храма, как подумали сначала многие. Это многогранное рассуждение на актуальную тему: как прожить честному человеку, исполняющему свой долг, в разваливающемся обществе? В нашем случае этот человек - судья Клеон. Он - как синоним справедливости, служения народу. Только вот нужна ли народу самоотверженность храбреца и искателя истины? Судьба честного человека в сумасшедшем мире страстей оказалась трагичной. Помните Гамлетовский вопрос: быть или не быть? Здесь то же самое. Клеон думает - убить себя или Герострата. Развязка непредсказуема. Некоторые не преминут заметить, что  коварство заключено и в женщине - Клементине, жене повелителя Эфеса. Ну, что ж, доля правды  в этом есть. Можно сказать, что спектакль стал своего рода режиссёрским экспериментом. На сцене - минимализм, декорации довольны просты: прутья решёток тюрьмы, белоснежные колонны… Это даёт размах для полноты игры, взаимодействия между актёрами, ничто не отвлекает от наблюдения за человеческими чувствами, мимикой, жестами. В процессе устанавливается контакт между актёрами и зрителями. Не зря и театр так называется. Нам, сидящим в зале, передаётся эмоциональный настрой тех, кто на сцене. Переживания с эмоциями сплетаются в один напряжённый спектакль или, точнее сказать, в полтора часа древнего мира со своими законами, своими героями. Атмосферность. Я не могу не сказать о всех ребятах, которые приложили столько усилий для того, чтобы спектакль обрёл жизнь. Они заслужили похвалы. Целый год шла подготовка к «возрождению» на сцене древнего мира. 

Романтизм на сцене…

Если говорить о закулисье, то вот уже 26 лет театр «Контакт» удивляет зрителей необычными постановками. Только здесь юные актёры могут перевоплощаться в разные образы, проживать жизни литературных героев мировых классиков. Их игра тонка и нежна, без напористости профессиональных актёров, без вызубренных мучительными ночами диалогов. Игра завораживает лёгкостью. Возглавляет коллектив «повелитель Эфеса» - он же Илья СИДОРЦЕВ. Кстати, бывший ученик «Контакта». Утверждает, что любимчиков среди воспитанников нет. Все ребята хороши.  Илья все годы сохраняет стиль театра, что немаловажно в театральном мире. 

   
   

Дух романтизма витает в каждой черте любой из постановок. Как ни странно, но современным школьникам под силу перевоплотиться, изменить «лицо», характер, судьбу на сцене. В репертуаре серьёзные пьесы. Для хорошей игры важно прочувствовать всем сердцем жизнь героя, стать им. Задача сложная. Чего стоит один только «Маскарад» Михаила Лермонтова или, к примеру, «Светит, да не греет» Александра Островского. Это ведь со стороны легко - переоделся, накрасился, выучил текст, подобрал декорации - и ты уже Герострат, например. Передать роль через пластику, голос, жесты намного сложнее. А вот актёрам «Контакта» это под силу. Через школу театра прошло более 300 ребят. Им есть что вспомнить: гастроли, дебюты, овации, друзья, смех за кулисами. Некоторые связали свою жизнь с театральным миром, поступили в профильные ВУЗы… Для Ильи Сидорцева это одна большая семья…