О студии исторического танца под названием «Макама», необычном увлечении инженера-исследователя и о многом другом мы и поговорили с Еленой Алопиной.
В шутливой форме
- "АиФ-Владимир": Елена, откуда такое интересное название «Макама»? Что оно означает?
- Елена Алопина: Когда наша студия организовалась - около четырех лет назад, мы долго думали, как ее назвать. А потом взяли словарь и стали листать его. Понравилось слово «Макама» - это жанр плутовской новеллы в XIV-XVI веках, означает повествование в шутливой форме. Мы решили, что наша жизнь в студии - тоже своего рода «повествование в шутливой форме», поэтому так и стали называться. И на репетициях мы стараемся добавить к танцам больше юмора и смеха.
- "АиФ-Владимир": Как вы сами пришли к увлечению историческими танцами?
- Е.А.: Обучаясь в институте, посещала студию спортивного танца. А когда несколько лет назад работала в Коврове, познакомилась с девушкой Ольгой, которая буквально «болела» старинными танцами. К своему увлечению Ольга пристрастила очень многих, в том числе и меня. Вернувшись в Иваново, я не захотела бросать нового увлечения. Поэтому и создала студию.
Полученные навыки средневековых танцев впоследствии совершенствовала в различных европейских странах. В Европу часто езжу на различные культурные фестивали, организованные эсперантистами (в свое время я изучала искусственный язык эсперанто) и параллельно практикуюсь и изучаю старинные танцы. В Польше изучала старинные польские танцы, в Швеции - танцы народов европейского Севера... Вообще, на фестивале в Швеции было захватывающе: настоящая живая музыка - старинные барабаны штук сто, волынки. Даже человека, не знающего движений старинных танцев, эта музыка затягивала в круг.
- "АиФ-Владимир": Кто посещает студию исторического танца? Каким танцам там обучаете?
- Е.А.: Основной состав - студенты. К зиме набирается человек 18-20, летом меньше - иногородние уезжают по домам, у ребят научная практика. Но ходят к нам и взрослые люди, чтобы отдохнуть, пообщаться. Когда танцуешь - действительно отдыхаешь, а, как известно, активный отдых очень полезен.
В студии мы изучаем самые разные танцы - охват очень большой и по эпохам, и по народам. Средневековым, эпохи Возрождения, барокко, ампир. Ирландским и шотландским, французским и еврейским.
Танцы позволяют окунуться в атмосферу средневековья. /Фото:АиФ
Но, несмотря на все разнообразие, обязательно учим русский народный танец - каждый человек должен знать свои культурные корни (кстати, во многих европейских странах обучение старинным танцам, музыке входит в школьную программу: к сожалению, у нас нет такого бережного отношения к своим традициям). Для его изучения специально ходим в семейный клуб традиционной народной культуры «Дид Лада».
- "АиФ-Владимир": Сложно ли научиться старинным танцам?
- Е.А.: За полгода можно выучить 7-8 исторических танцев. Даже если человек вообще ничего не умеет, он может научиться танцевать довольно быстро: вести партнершу, делать поддержки. В последнее время при изучении парных танцев прослеживается интересная тенденция. По правилам, в танце партнерша не должна ни о чем думать, ее должен вести партнер. Но так как девушки, как правило, быстрее схватывают движения, они начинают вести партнера.
Для исполнения некоторых старинных танцев требуется хорошая физическая подготовка и тренированный вестибулярный аппарат. Например, в танце «Ручеек» XVIII века целых 16 минут надо скакать. А в промежутках между прыжками выполнять элементы вращательных движений вальса. Поэтому для развития вестибулярного аппарата беру качели, подвешиваю их прямо в зале, и - ребята тренируются.
Бал сквозь время
- "АиФ-Владимир": А балы при свечах у вас бывают?
- Е.А.: Вообще, балы бывают, но больше показательные, на привлечение зрителей. Мы выступаем в стилизованных под старину костюмах, которые шьем сами. Использование же свечей в общественных помещениях запрещено правилами техники безопасности. Хотя мне довелось побывать на таком балу у коллег из Коврова. Правда, вместо свечей здесь были лампы под «канделябры со свечами». Впечатления остались незабываемыми! Ощущения были такие, будто бы я оказалась на настоящем средневековом балу. Все были в исторических костюмах, дамы с веерами, учтивые кавалеры. Здесь были и игры, и сплетни с интригами, и выяснения отношений. Я почувствовала себя дамой из прошлого.
Есть у меня затея устроить «Бал сквозь время». Вообще, у каждого бала у нас своя концепция: была постановка о любви, о принцессе. В «Бале сквозь время» хотелось бы рассказать и показать историю танца. Начать можно с африканских танцев (у нас разминка обычно проходит в «африканском» стиле). Или с русских народных. Кстати, африканские и русские народные танцы очень похожи, в них имитируются движения ветра, солнца. Только наши танцы более плавные, а африканские - ритмичные. У нас в качестве музыкального сопровождения выступает дудочка, в африканских - джембе и там-тамы.
Потом можно было бы показать средневековые танцы, танцы XVII-XVIII веков - полонезы, вальсы, польки. Танец начала XX века - твист, затем танго военной поры… Надеюсь в этом году осуществить эту задумку.
- "АиФ-Владимир": В городских мероприятиях студия исторического танца принимает участие?
- Е.А.: Всегда и с большой охотой. Более того, мы сами явились организаторами молодежного Межрегионального фестиваля искусств «АртТуса». В этом году он проходил во второй раз. На фестивале выступали танцевальные группы из Иванова и других городов. Очень интересным был рассказ Татьяны Купреяновой из Суздаля о гуслях - она занимается их изготовлением. Татьяна также продемонстрировала игру на этом старинном инструменте. Ребята из ивановского музыкального училища продемонстрировали произведения, которые исполняют на российских и международных конкурсах.
Были на фестивале и мастер-классы. Настоящий ажиотаж создался у мастеров по гончарному делу. А представитель Ивановского дома национальностей Владимир Метельский организовал мастер-класс по «Хастл-Джем» - это молодежный современный парный танец. Во время фестиваля (а он проходил в течение двух дней) была организована ярмарка, на которой торговали изделиями из дерева, кожи, глиняными игрушками, бижутерией, аксессуарами в стиле «Казанши». На мой взгляд, «АртТуса» прошла здорово, хотя потрудиться для этого пришлось много!
- "АиФ-Владимир": Какие проблемы существуют у студии?
- Е.А.: Есть у нас текучка состава - с постоянными участниками было бы намного проще работать и легче выступать. Тяжело и с костюмами: занятия в студии бесплатные, покупать ткань для нарядов приходится чаще всего самой. Костюмы, оставшиеся от прежних участников не всегда подходят по размерам. Но в то же время хотелось бы сказать огромное спасибо ректору ИГХТУ Оскару Иосифовичу Койфману за помощь и поддержку нашей студии.
- "АиФ-Владимир": И все-таки, что же заставляет вас после напряженного рабочего дня, а иногда и по воскресеньям, приходить в студию и обучать старинным танцам?
- Е.А.: Начну, пожалуй, издалека. Мне часто приходится ездить автостопом. Однажды ехала с водителем лет 50-ти. Он мне начал сетовать: жизнь прошла - будто пролетела. Работа-дом, работа-дом - будто бы и не жил совсем…
Я думаю, что танец может сделать жизнь человека ярче, интереснее! В танце человек может выразить себя, все чувства и эмоции, которые у него накопились! Ведь человек во многом живет эмоциями - без эмоций он просто существует.
Старинные танцы развивают воображение, выводят из привычной жизни, раздвигают границы сознания. Обучение старинным танцам - это и сохранение культурных традиций. Меняются цивилизации, уходят народы, а традиции сохраняются и передаются от предков к потомкам.
Досье
Елена Алопина - преподаватель кафедры «Химия и технологии высокомолекулярных соединений» в Ивановской Государственной химико-технологической академии. Родилась в 1980 году. Закончила ИвГУ, биолого-химический факультет. Пишет кандидатскую диссертацию. В 2008 году создала Студию исторического танца. С 2009 года занимается игрой на флейте.
Смотрите также:
- Конец урокам. Для владимирских школьников прозвенел последний звонок →
- Как загадывать желания? Новогодние традиции и советы →
- Танцы не дают стареть шуйским веселушкам →