Зеркало музыки. Сыграть музыку Метнера дано не всем. Михаил Лидский – исполнитель особый

Фото: Петра Спицына

Метнер принадлежал к поколению Рахманинова, и Скрябина. Рахманинов был его другом и соратником по Российскому музыкальному издательству, неоднократно помогал ему в трудных ситуациях эмигрантской жизни и оставил чрезвычайно лестную и высокую оценку композиторскому творчеству своего товарища.

   
   

Метнер был чужд музыкальному миру

Как композитор, Метнер стоял особняком не только от поколения молодых композиторов Стравинского и Прокофьева, наступавших на пятки старой, «эмоционально нагнетательной» (по словам Сергея Прокофьева), «романтической» эстетике, но и от своих наиболее близких коллег.

Музыкальный критик Леонид Сабанеев, однажды заметил, что Метнер был «глубочайшим образом одинок в музыкальном мире и как-то чужд ему», что он обречен был дать «музыку для немногих» и что его обособленность в какой-то мере отводит музыку Метнера от «опасности вульгаризации».

И хотя по сей день музыка Метнера особенно ценится музыкантами, но и для просвещенного слушателя красота её чрезвычайно привлекательна не только от отсутствия вульгарности и внешних эффектов, но и как редкостный артефакт стиля «модерн», так ярко и стильно отразивший в искусстве предощущение новой эпохи.

Музыка Метнера – заповедный уголок

Его музыка - как заповедный уголок природы, куда не вхожи толпы туристов и нет там развлекательной индустрии. И само это является дополнительным ценным качеством такого места.

Среди наследия Метнера, сочинявшего в основном фортепианную, камерную и вокальную музыку, его Первый концерт, написанный в годы войны и потрясений (1914―1918) стоит особняком.

   
   

Николай Метнер/ Фото:https://ru.wikipedia.org/wiki

По определению пианиста Михаила Лидского – это безусловный шедевр. Концерт трудно вообще сравнить с каким-либо фортепьянным концертом не только той эпохи но и вообще мировым музыкальным наследием такого жанра. Удивительно новый взгляд, свежесть мироощущения, тончайшая рефлексия на атмосферу событий времени, фантастически свободная форма при внутренней крепкой взаимосвязи тематических элементов. И при этом сложнейшая и эффектная фактура партии солиста (Метнер – уникальный пианист, ученик Пабста, Сапельникова и Сафонова, закончил Московскую консерваторию с большой золотой медалью).

Сегодня, через сто лет после создания концерта, мы обращаемся к нашему музыкальному прошлому с любовью, почтением и ожиданием. Ожиданием найти «этические» ответы от свидетеля потрясений и войн вековой давности, яснее увидеть через послание сердца композитора самих себя в столь же неспокойное время коренной ломки и грядущих перемен.

Музыка это один из способов взаимодействия с миром, способов познания мира. И как канал передачи особой информации, вне слов, «от сердца к сердцу» она имеет особую ценность, позволяя нам напрямую очутиться в далеком прошлом и испытать такие же чувства, какие их испытывал композитор сто или триста лет назад.

Оживляя звуки своим вниманием и живым переживанием, мы заставляем ожить и душу давно почившего человека – композитора. А может быть и всех тех, кто был причастен к подобному переживанию.

Лидский – исполнитель особый

В этом отношении музыка – искусство особое. Она требует исполнителя, причем такого, который бы наиболее полно смог оживить все «смыслы» произведения и в совершенной форме донести до слушателя весь контур образов и переживаний, звуковой формы и художественного содержания.

Без сомнений, пианист Михаил Лидский обладает всеми этими качествами и принадлежит к самым выдающимся исполнителям современности.

По складу своей душевной организации, он не любит громкой славы и популярности, тем

более, что в наше время за этим стоит чаще всего не подлинное мастерство, а шумная реклама и стратегия «раскрутки» имени, осуществляемая концертным агентством или продюсером.

Те, кто связался ради успеха и «имени» (в итоге – ради денег!) с механизмами коммерческого концертирования, расплачиваются невозможностью кропотливой работы в карусели однообразных выступлений, диктатом в отношении репертуара, повторяющего самые «продаваемые» произведения популярной классики, выступлениями в разных шоу и на корпоративах.

Михаил Лидский/ Фото: Петра Спицына

А в итоге или к собственной деградации, к душевному «обескровливанию» и тяжелой драме нереализованного потенциала.

Михаил Лидский не из таких. На VIII Всероссийском конкурсе пианистов в 1989 году он получил I премию (и был удостоен ряда специальных призов), но в дальнейшем ни в каких конкурсах не участвовал.

Репертуар Лидского сравнивают с репертуаром Антона Рубинштейна и Рихтера

Он шел особой дорогой, в 15 лет впервые выступив с сольным концертом, никогда не стремясь к официальным званиям и наградам, он высшей формой музицирования почитает концертное выступление, а репертуар подбирает такой, который наиболее полно представлял бы его интерес, как музыканта и артиста. Наверное, именно поэтому его репертуар на сегодняшний день столь колоссален, что можно почти не бояться сравнения его с репертуаром легендарного Антона Рубинштейна или Рихтера.

Только во Владимире он в своих концертах исполнил все 32 сонаты Бетховена, его Вариации на тему Диабелли, все сонаты Мясковского, произведения Моцарта, Шуберта, Шумана (пьесы, все произведения для фортепиано с оркестром и др.), Шопена, Листа (12 трансцендентных этюдов, Соната си минор, Венгерские рапсодии, пьесы), Рахманинова (2 фортепьянный концерт), Скрябина (Концерт, сольная партия в поэме «Прометей», сонаты, миниатюры), Метнера (Концерт № 1, камерные сочинения и др.), Стравинского…

Особенно впечатлил цикл его листовских концертов к 200-летию со дня рождения композитора.

К сожалению, концертирующим музыкантам очень трудно сейчас приходится в России. Вся политика музыкального образования у нас так извращена, что мерой работы преподавателя музыкальных школ, училищ и вузов стало количество лауреатов, а вовсе не посещение концертных залов и не любовь к музыке.

А стоит напомнить, что создавалось-то массовое обучение музыке еще в 19 веке именно с первоочередной целью воспитания грамотного слушателя – потребителя высокого искусства.

Возникает странная ситуация: выдающиеся и великие артисты, собирающие аншлаги в Москве и за рубежом, выпускающие «звездные» диски на зарубежных фирмах, востребованные в Европе, Японии, не могут заработать своим искусством в России.

Но корни такой ситуации, как уже указано, слишком глубоки, чтобы была надежда на скорое исправление.

 

Смотрите также: