Приехали по делу в поселок Муромцево Судогодского района и решили попутно взглянуть на знаменитую усадьбу Храповицкого. Шли к ней через старый сад, заложенный более века назад заботами прежних хозяев замка. Когда мое внимание обратили на необычное дерево, сначала не поверила. Но потрогала – настоящая пробка!
Это и многие другие чудеса еще можно увидеть в усадьбе. Пока – можно…
Ломать – не строить
Справка | |
---|---|
Ансамбль усадьбы Храповицкого является памятником градостроительства и архитектуры федерального значения, принятым на государственную охрану Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 №176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».Усадьба Храповицкого основана в середине XIX века, в селе Муромцево. Вначале усадьба принадлежала Ханеневым и Кайсаровым, а затем перешла к Храповицким.С 1884 года владельцем усадьбы стал граф Владимир Семенович Храповицкий, полковник Лейб-гвардии Гусарского полка. Став владельцем усадьбы, он перестроил ее по своему вкусу и последней моде. Строительство дворцового ансамбля было поручено одному из лучших архитекторов того времени – Петру Бойцову.В 1884-1889 годах Бойцов строит в Муромцеве главный дом – дворец в духе средневековых замков.Дворец расположен в центре усадьбы в окружении парка и состоит из двух разновременных построек. |
Будет ли возможно приобщиться завтра к тому, что оставили нам предки в этом чудесном уголке Судогодского района, – большой вопрос. Разрушается усадьба, взятая под охрану государства как памятник истории и культуры федерального значения, согласно Указу Президента РФ в 1995 г. Уточним: охранялась она и раньше, согласно другим нормативным актам.
О судьбе многострадального замка (усадьба построена в готическом стиле) много пишет пресса вплоть до федеральной. И те проекты спасения, что широко обсуждались за последние годы, один за другим уходят в прошлое, так и оставшись проектами. Один из последних – в усадьбе планировалось организовать вип-отель мирового уровня, что обещало весьма неплохие перспективы для привлечения в регион и конкретно в Судогодский район туристов. Позже, года полтора назад, стало известно, что часть построек усадьбы передали на федеральный уровень для использования в будущем в качестве одной из резиденций Президента или чего-то в этом роде.
Но такие перспективы «светили» усадьбе Храповицкого в лучшем случае. В худшем – прикрывшись очередным проектом, его организаторы за последние десятилетия увозили отсюда все, что доселе казалось неувозимым их предшественникам: уж в этом-то наш народ совершенствуется неустанно – как в мастерстве, так и в масштабах…
Помылись и продали
Дошло до того, что и в прокурорской практике находятся примеры весьма вольного распоряжения судьбой памятника истории и культуры – усадьбы Храповицкого. Так, в прошлом году прокуратура Судогодского района обжаловала в суде продажу муниципальным предприятием ЖКХ из Муромцево частному лицу части этого архитектурного ансамбля – «Здание бани» 1889 г. постройки (под охраной – с 1967 г.). ММУП ЖКХ использовало это здание на правах хозяйственного ведения (но при этом здание оставалось в федеральной собственности) по прямому назначению – здесь оказывали банно-прачечные услуги. А в 2008 г. ММУП ЖКХ решило продать не принадлежащее ему здание, к тому же – памятник архитектуры. «Здание бани» вернули собственнику, согласно решению суда. Но нет гарантий, что больше никому не захочется таким образом поучаствовать в судьбе усадебного ансамбля, разрушающегося на глазах: чего его жалеть, если и так осыпается?!
Кстати | |
---|---|
На территории Владимирской области находятся 3724 памятника истории и культуры, из них 385 – федерального значения, 10 включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. |
Поэтому очередную перспективу, замаячившую на горизонте для памятника архитектуры федерального значения, в регионе уже восприняли с осторожным оптимизмом. Дело в том, что руководство Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации области получило из Москвы официальный документ. Речь в нем идет о том, что администрация Президента РФ отказывается от использования усадьбы Храповицкого. Вместе с тем, Министерство культуры России обратилось к руководству Владимиро-Суздальского музея-заповедника с письмом, где просит высказать свое мнение по поводу использования усадьбы в музейных целях в случае ее восстановления. Вариант превращения усадьбы в музей – очевидно, самое разумное из всего, что предлагалось до сих пор многострадальному замку. Другое дело – не возникнет ли проблема из-за цены вопроса?
Благое намерение или реальность?
Письмо из Минкульта вызвало бурю эмоций у сотрудников Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ВСМЗ), как сообщила его директор Светлана МЕЛЬНИКОВА:
- Для меня совершенно понятно, - делится сразу возникшими идеями Светлана Евгеньевна, - что можно создать на базе усадьбы удивительный образовательный, музейно-культурный центр. Это может быть площадка для фестивалей, для образовательных программ, для праздников. Замечательные возможности открывает эта усадьба для создания экспозиций, а возможно – и целого музея о судьбах русского дворянства, о русской эмиграции…
В Ивановской области разрушается графская усадьба >>>
Цепочка задумок музейщиков связана как с новыми площадями, имеющимися здесь (конечно, после реставрации), так и с теми великими именами, которые остались в этом краю со времен Храповицкого. Так, здесь можно создать целый комплекс памяти великого Карла ТЮРМЕРА. Можно, по словам Мельниковой, подумать о решении вопроса открытого фондохранения - многие экспонаты, достойные внимания зрителей, находятся в фондах музея из-за нехватки площадей.
В то же время, музейщики не обольщаются: им ли не знать, как переменчива позиция власти? Ведь еще в советские времена как-то усадьбу передали музею, но, едва здесь успели обрадоваться, как ее… забрали обратно.
Тем более сложно прогнозировать перспективу, поскольку восстановление усадьбы требует серьезных расходов. Ведь за годы запустения из здания и балки выламывали, и разбивали не от большого ума все, что под руку попало (ведь серьезная охрана требует средств), и пожары случались не раз. Но, с другой стороны, если не взяться сейчас, то будет ли что восстанавливать здесь через несколько лет?
Потомки российских дворян, живущих за границей, помогут восстановить усадьбы в регионе >>>
- Мне понятно, что, если сейчас не взяться за эту усадьбу, то через какое-то время мы еще раз с горечью вздохнем и напишем: «Утрачено», - говорит по этому поводу Светлана Мельникова.
И потому, несмотря на сложность ситуации, Светлана Евгеньевна ответила министерству, что, очевидно, лучшего варианта для усадьбы и быть не может, что она прекрасно видит, как использовать усадебный дворец, баню, почту, лодочный павильон, каскад прудов в качестве музейно-культурного центра.
Сложность же заключается не только в состоянии усадьбы, требующем глобальных вложений. Дело в том, что часть усадебных построек за прошедший период приватизирована, и тем или иным образом они используются их хозяевами; в части из этих построек проживают люди. Конечно, будут ли эти постройки выкупаться у хозяев для восстановления целостности усадебного архитектурного ансамбля – решать государству. Но даже при положительном решении это будет непростое и небыстрое дело.
Усадьба Храповицкого «обошла» церковь Покрова-на-Нерли в конкурсе «Чудо России» >>>
Обретение новых площадей и перед музейщиками поставит задачу поиска экспонатов для восстановления внутреннего убранства: понятно, что оно должно состоять из вещей той поры, многие из которых хранятся в частных коллекциях. Имеющегося в запасниках музея для этого будет явно недостаточно, да и не все подойдет.
Но музейщики готовы взяться за дело, если этот проект действительно получит финансовую поддержку государства.
Комментарий власти
Скотный двор усадьбы Храповицкого вернули в федеральную собственность >>>
Комментарии
Николай Виноградов рекомендовал создать музеи-усадьбы в каждом районе области >>>
Свежо предание...
Конечно, в усадьбе есть что посмотреть, и парк хороший. Но, если припомнить – все время собираются с ней что-то делать, и потому в очередной проект уже трудно поверить. А если пройти по домам местных жителей, то едва ли не в каждом хоть что-то из усадьбы, да найдется…