18 февраля, в воскресенье, пианист-виртуоз Алексей Гориболь и солисты Большого театра России выступят в Музее хрусталя имени Мальцовых с программой «Моцарт – три шедевра». Премьера программы состоялась в прошлом году на сцене Концертного зала Мариинского театра (г. Санкт-Петербург).
Фортепианные квартеты Вольфганга Амадея Моцарта не опираются на какую-либо традицию: Моцарт был среди первооткрывателей жанра.
Сложность фортепианных квартетов гения обескураживала критиков. Анонимный очевидец сообщал в 1788 году на страницах Journal des Luxus und der Moden: «Иное произведение утверждает себя и при посредственном исполнении; сие же моцартовское творение, ежели оно попадет в посредственные дилетантские руки и будет исполнено небрежно, действительно вряд ли можно будет выслушать. В прошлую зиму так случалось несчетное число раз… Какая-то барышня или самоуверенная девица из мещанок, или какой-нибудь выскочка-дилетант ретиво принимались в шумном обществе за сей Quadro, претендуя на то, чтобы он понравился. Я вряд ли смогу описать вам, с каким упрямством почти повсюду старались добиться этого».
«Фортепианный квартет № 1 соль минор, KV 478» был закончен в Вене 16 октября 1785 года. Первая часть выделяется преобладанием минора. Вторая часть, напротив, ничем не омрачена. В финальном рондо звучат песенные темы, напоминающие о написанной позднее «Волшебной флейте».
Фортепианные квартеты остались в репертуаре узкого круга настоящих мастеров и ценителей, а издатель Франц Антон Хофмайстер констатировал прекращение спроса на отпечатанные ноты. Видимо, поэтому Моцарт ограничился всего двумя произведениями в этом экспериментальном для того времени жанре.
Скрипичные сонаты «К. 301 соль мажор» и «К. 304 ми минор» вошли в сборник из шести сонат, выпущенный в 1778 году в Париже с посвящением курфюрстине Пфальца и Баварии Элизабете Августе. Сочинялись они в феврале 1778-го в Мангейме и в начале лета в Париже без всякого заказа с чьей-либо стороны. Напротив, ради этих сонат Моцарт отложил срочную и очень нужную в финансовом отношении работу над флейтовыми квартетами и концертами. В письме к отцу он оправдывался: «Как Вы знаете, я тупею, если мне приходится все время писать для некоего инструмента (который я терпеть не могу); следовательно, время от времени я для перемены сочинял что-нибудь иное – клавирные дуэты со скрипкой».
Обе сонаты двухчастны, на манер сонатин. Обе они, с их широкими, певучими темами и мечтательным лиризмом, принадлежат к наиболее романтическим произведениям Моцарта. Особенно часто исполняется соната ми минор, драматичная и страстная первая часть которой – в духе направления «Буря и натиск». Ни одну из скрипичных сонат Моцарта не перекладывали так часто для других инструментов, от флейты до саксофона, и, вероятно, новые обработки еще будут появляться.
Начало концерта в 17:00
Гусь-Хрустальный. Музей хрусталя имени Мальцовых
(ул. Калинина, дом 2а)
Исполнители: Заслуженный артист России Лауреат международных конкурсов Алексей Гориболь (фортепиано)
Солисты оркестра Большого театра России
Лауреаты международных конкурсов
Александр Майборода (скрипка)
Петр Кондрашин (виолончель)
Дмитрий Усов (альт)
В программе:
Фортепианный квартет № 1 соль минор, KV 478
Соната соль мажор для скрипки и фортепиано, KV 301
Соната ми минор для скрипки и фортепиано (переложение для виолончели и фортепиано), KV 304.
Цена билетов 200, 400 рублей.
Смотрите также:
- Зеркало музыки. Сыграть музыку Метнера дано не всем. Михаил Лидский – исполнитель особый →
- Артем Маркин высказался по поводу бегства пианиста Гаврилова с собственного выступления →
- Зажёг! Мацуев - музыкант, соорудивший костёр из слушательских душ →