В Суздале открылась выставка драгоценных окладов Евангелий XVII века

   
   

Владимир, 7 июля – АиФ-Владимир. Выставка драгоценных окладов Евангелий второй половины XVII столетия открылась в Крестовой палате Суздальского кремля.

Она проходит в рамках проекта «Памятники христианской культуры XVII-XX веков из собрания государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ВСМЗ)». 

Как рассказали в пресс-службе ВСМЗ, представленные на выставке драгоценные уборы относятся к наборным. Ими украшали Евангелия, предназначенные для каждодневного богослужения. Верхние и нижние крышки книг сделаны из дерева, обтянуты тканью, украшены дробницами со священными изображениями и надписями. На нижних крышках - металлические жуковины и дробницы с выпуклыми полусферами, необходимые для предохранения поверхности от стирания. Застежки, скрепляющие верхнюю и нижнюю доски оклада Евангелия 1677 года, выполнены под влиянием западноевропейских традиций – пластины с крючками и прорезями. У оклада Евангелия 1688 года застежка классическо-русского стиля – два шпенька, на которые надеваются металлические пластины с отверстием в верхней части.

Так, на выставке можно увидеть Евангелие 1677 года – это вклад архимандрита Троице-Сергиева монастыря Викентия в Воскресенскую церковь во Владимире, о чем свидетельствует полистная надпись, выполненная скорописью. Архимандрит Викентий - 50-й настоятель Троице-Сергиева монастыря (1674-1694 гг.). При царях Иване и Петре он был переведен в Рождественский монастырь во Владимире, где когда-то был пострижен. В книге сохранилась шелковая повороза (закладка) XIX века, украшенная розеткой из бити (расплющенная металлическая проволока). На последнем листе другого Евангелия, происходящего из собора Рождества Богородицы в Суздале, есть печать с надписью: «Алексѣй Федоровичъ Дубынинъ въ Суздалѣ». Это почетный гражданин Суздаля, купец второй гильдии, благотворитель, много сделавший для развития города. При этом исследователи пока не знают, какое именно отношение Дубынин имел к названному Евангелию.

Напрестольное Евангелие как особо оберегаемая святыня заключалось в металлический оклад. В XVII-XVIII веках оклады выполнялись в технике чеканки и гравировки из серебра с позолотой.

   
   

Структура убора Евангелия сложилась в раннехристианский период. На лицевой крышке в центре были изображения Распятия, Спаса Вседержителя или Деисуса. По углам - образы авторов четырех Евангелий - апостолов Матфея Марка, Луки, Иоанна. Евангелисты также символизировали четыре угла храма и по древней традиции соответствовали четырем сторонам света.

Оклады Евангелий могли переделываться, поэтому время создания текста книги может не совпадать со временем изготовления оклада. По церковным правилам оклады Евангелий освящались так же, как иконы.

Выставка будет открыта до 10 августа.