«АиФ»: - Давид Фёдорович, вы столько сделали для эстрады. А как сегодня относитесь к современной музыке?
Д.Т.: - Конечно, в своё время у меня были какие-то музыкальные пристрастия. Наше поколение выросло на рок-музыке и на арт-роке. Такие группы, как «Дженезис», «Джетро Талл», «Кинг Кримсон», «Пинк Флойд», сильно на меня повлияли. Не избежал и увлечённости ранними «Битлз». Но сегодня популярная музыка меня мало волнует. Я для себя ничего не могу почерпнуть в этой среде.
Из рока в оперу
«АиФ»: - Может быть, измельчали герои?
Д.Т.: - Думаю, что люди молодого поколения всё равно находят в современной музыке то, что им нужно. А я рад тому, что переключился на классику, потому что здесь возрастного ценза, в общем, даже и не существует. Что как раз очень хорошо.
«АиФ»: - В 80-е вы увлекались хард-роком, даже записали альбом «НЛО» с группой «Москва», которая позже превратилась в «Парк Горького». Это тоже в прошлом?
Д.Т.: - Тогда у меня был экспериментальный период. Мне каждый раз хотелось сделать что-то другое. В то время у меня возник творческий альянс с молодыми музыкантами - Алексеем Беловым и Николаем Носковым. Но я довольно быстро понял: чтобы работать в этом жанре, нужно и жить так же, как ты выражаешься, и быть исполнителем этой музыки. Надо в ней вариться. Иначе нет смысла ею заниматься.
«АиФ»: - Слышал, что вы столкнулись с большими проблемами, осуществляя постановку своей оперы «Царица» о Екатерине Великой. Почему?
Д.Т.: - Новое оперное произведение поставить на сегодняшней сцене невероятно трудно. Это дорогостоящее удовольствие. Новые произведения всегда требуют гораздо больших затрат усилий и времени на разучивание, создание и постановку. Поэтому не так много новых опер ставится сегодня в России. Я очень рад, что благодаря помощи моего друга Льва Лещенко и тому, что он так проникся идеей постановки этого спектакля, всё удалось осуществить. А вообще спектакль сделан в театре «Геликон-опера» режиссёром Дмитрием Бертманом.
«АиФ»: - Вы вернулись к тому, с чего начинали, - ведь у вас классическое образование?
Д.Т.: - Да, я получил классическое образование. В общем и целом это позволяет заниматься классикой, но всё-таки это далеко не так просто, поскольку большую часть своей жизни я занимался эстрадой, песенным жанром, где совершенно другие принципы - и исполнительские, и композиторские. Оперный жанр - синтетический, он включает в себя и драматургию, и пластику, и многие другие театральные средства. Театр - это единственный вид искусства, который сегодня остаётся не виртуальным. Это живое творчество - оно происходит здесь и сейчас, в данный момент.
«АиФ»: - Самая известная ваша песня - это, безусловно, «День Победы». Вы её «вымучивали» или она у вас сразу получилась?
Д.Т.: - Она, конечно, «не вымучивалась». «День Победы» была написана на замечательные стихи Владимира Харитонова - человека, прошедшего войну, принадлежащего к более старшему поколению, чем я. Были у нас, конечно, переделки. Но в течение двух недель она была закончена. Некоторое время песня не допускалась к эфиру. Что было равнозначно тому, что её просто нет. Было очень обидно, потому что песня создавалась к 30-летию Победы. Но по прошествии времени мне это кажется каким-то недоразумением. Хотя это было вполне в духе того времени, если принять во внимание цензуру, которая существовала в области пропаганды и дистрибуции песни и искусства.
Песня на спор
«АиФ»: - Сегодня в отличие от советских времён эстрадный жанр почти не подконтролен государству. Это благо или зло, по-вашему?
Д.Т.: - Во всём, конечно, есть оборотная сторона медали. Многие старые песни, которые действительно очень хороши, получили колоссальную популярность, как теперь принято говорить, благодаря раскрутке и ротации в советском эфире. Они звучали по многу раз, и народ привыкал к этим мелодиям и словам. Я отнюдь не противопоставляю качество песен прошлых лет и современных шлягеров. А говорю о количестве звучания. И всё-таки какой-то отбор производился. Сегодня в нашей памяти остались только хорошие песни, но наряду с ними в эфире звучало много всякой ерунды, дежурных вещей, сделанных под государственный заказ. Думаю, что всё-таки поддержка государства в области искусства какие-то плоды, безусловно, приносила.
«АиФ»: - Песня «Мой адрес - Советский Союз» была написана по велению души или вы шли на компромисс с совестью?
Д.Т.: - Эту песню я написал на спор. Владимир Харитонов дал мне свои стихи, и они долго лежали у меня на столе - я не знал, что с ними делать. Как-то ко мне в гости зашёл один приятель и, увидев эти стихи, скептически спросил: «Ты всерьёз собираешься писать музыку на ЭТО?» Я по-хорошему завёлся и сказал, что напишу такую песню, которая будет популярна. И мы поспорили на бутылку коньяка. Мне кажется, он проиграл. Иногда получаются яркие запоминающиеся мелодии независимо от характера текста.
Досье
Давид Тухманов родился в 1940 году в Москве. Народный артист России. Автор песен «День Победы», «Эти глаза напротив», «Как прекрасен этот мир», «Последняя электричка», «Из вагантов», «Олимпиада-80», «Мой адрес - Советский Союз» и др. Автор детского мюзикла «Багдадский вор» и оперы «Царица».
Смотрите также:
- Актёр - рок-н-ролльщик. Александр Аладышев рассказал, как рождаются песни →
- Как правильно загадывать желания, чтобы они исполнились в будущем году? →
- Кабацкая сцена – не для артиста. Как выживает культурная элита города? →