Труд дизайнера оценивается неадекватно

Фото: vlad.aif.ru

   
   

- Владимир Сахаров: Наше поколение – те, кто слово «дизайн» вводил в жизнь, - рассказывает Владимир Викторович. - Когда я учился, и слова такого в ходу не было, даже в дипломе у меня записано «техник художественного конструирования». Конечно, специалисты были и до нас – мы уже учились на какой-то базе. И могу сказать, что неплохая, крепкая школа была, на то время она соответствовала мировому уровню. Сейчас, на мой взгляд, произошло искажение значения слова «дизайн». Изначально оно означает сочетание эстетики с технологией. Но слово красивое, и теперь дизайном называют всё подряд. Сейчас, например, если это разработка интерьера, то в основном это декорирование, это не дизайн.

- «Аиф-Владимир»: В последние годы произошёл некий бум – дизайн стал одной из самых популярных специальностей в университетах. А на качество это как повлияло?

В.С.: - Образование сейчас получают, к сожалению, очень слабое. Если смотреть по стране, то у нас есть отдельные сильные вузы, выпускники которых востребованы на Западе. А в нашем педагогическом институте методика подготовки дизайнеров ещё не выстроилась. Я вижу, что ребят воспитывают в состоянии какого-то полёта, преподносится некая богемность. А дизайн – это тяжёлый труд, даже физически – нужно по 10-12 часов работать, особенно в самом начале, чтобы чего-то добиться. Кроме того, не умеют собирать информацию. Вместо того чтобы узнать, что до них было сделано, выпускники-дизайнеры пытаются сразу проектировать с той базой опыта и информации, которая у них есть в голове, а она совсем маленькая.

Дизайн по-советски

- «Аиф-Владимир»: А в принципе, во Владимире объёмный дизайн есть?

- В.С.: Я больше 30 лет работаю в этой сфере, и могу сказать, что его как не было, так и нет. Хотя раньше были попытки что-то сделать. Владимир Иванович РУЗИН когда-то создал на Тракторном заводе бюро эстетики, и мы были его первыми работниками.

- «Аиф-Владимир»: И чем же занималось бюро эстетики?

   
   

- Разработкой интерьеров, созданием более грамотной среды на Тракторном заводе. Как раз главный корпус построили, и мы проектировали череду кабинетов для руководителей. Делали памятник первой модели трактора, который внутри стоит. Стела «Владимирский тракторный завод» на улице Горького – это одно из моих творений.

У нас была наиболее сильная команда дизайнеров, и мы, кроме того, занимались обустройством Октябрьского района. Я ещё и в городе наследил, до сих пор что-то осталось. Например, треугольный флагшток - тоже мой. Я понял, что он просто удобнее, из него можно разные формы, фигуры сделать. И вижу, флагштоки до сих пор живут.

На нас ещё были демонстрации, и в своё время мы целую волну создали в оформлении праздничной колонны. Каждый район готовил проекты, которые потом обсуждались в горкоме. Рисовались они, как правило, на листочках от руки. А я тогда в Москве в Детском мире нашёл маленькие автомобильчики типа ЗИЛ, и мы сделали макеты – это удобнее и нагляднее, чем рисовать на планшете. Когда выставлялись, все ахнули, конечно. И тут же команда последовала: все должны приносить проекты колонн в макетах. И что было на следующий раз… Кто какие нашёл машинки, из таких и делал.

Трюк из полиэтилена

- «Аиф-Владимир»: Говорят, что вы работали на съёмках фильма «Кин-дза-дза» в группе художников-декораторов. Как так получилось?

- В.С.: Совершенно случайно, через друзей. Я был знаком с художником-постановщиком Теодором ТЕЖИКОМ, мы с ним встретились на съёмках «Сказки странствий», и потом ещё вместе работали на фильмах «Человек-невидимка» и «Кин-дза-дза». То, что мы тогда вытворяли, не имея технологий, поражает, особенно, если учесть время, в которое мы работали. Не зря американцы очень высоко оценили фильм «Кин-дза-дза». Чего только стоит один пепелац – летательный аппарат. Это была часть фюзеляжа самолёта, на которой мы сделали оболочку на основе полиуретана - нам по заявке из Германии привозили компоненты в бочках, мы сами смешивали их прямо в павильоне. Ещё мы заказали со свалки интересные самолётные запчасти, и нам привезли целую кучу – тогда это ещё не было дефицитом. И мы элементы самолёта вплавляли в полиуретан. Была интересная работа. Учитывая, что у нас был только пластилиновый макет сантиметров 30 высотой, приходилось импровизировать на месте. 

А ещё когда работали над фильмом «Человек-невидимка», мы делали трюк появления человека из невидимки.

 

- «Аиф-Владимир»: И как же решили эту проблему?

- В.С.: Идея режиссёра была в том, что погода ненастная, человек-невидимка падает в грязь и сначала появляется оболочка грязи. Мы за это и зацепись - это дало возможность сделать оболочку в форме человека. Я поехал на наш химзавод, тогда там делали плёнку для парников, дефицитный товар. По технологии, когда делают плёнку, она прокатывается между двумя вальцами, и постепенно становится тонкой. А первые куски – толстые, и я договорился, чтобы для меня их достали. По своим пластическим свойствам это как раз была плёнка, которая легко обрабатывалась теплом и приобретала нужную форму. И вот, мы с ней работали. Сначала сделали гипсовую модель, потом саму оболочку. А эффект появления самого человека был достигнут за счет свечения неоновых ламп, вживленных в прозрачную оболочку.

Теодор – замечательный художник, с большой буквы. Ему интересно создавать что-то необычное, у него хорошо работает голова в этом направлении, и он не боится экспериментировать. Наверное, эта школа, с одной стороны, дала для меня положительный результат, а с другой – и отрицательный, потому что я болею работой, мне интересно заниматься только тем, что мне интересно, и тем, что не могут сделать другие.

- «Аиф-Владимир»: Роман с кино не сложился?

- В.С.: Я даже не помышлял о какой-то самостоятельной стезе в кинофильмах. Работать с Теодором – это одно, а пойти просто в обычный фильм к обычному художнику – никакого интереса не будет покрасить обои в нужный цвет. А сейчас руками кино не делают. Теперь востребованы те, кто силён в компьютерной графике.

Всё исправит экономика

- «Аиф-Владимир»: Как вы считаете, всё-таки изменится ли ситуация в отечественном дизайне в лучшую сторону?

- В.С.: Есть талантливые ребята, но сейчас в практическом декорировании и дизайне ситуация сложная. Этот труд неадекватно оценивается. Есть много мест, где деньги приходят более лёгким способом, чем в дизайне. Даже охранник получает столько же, сколько молодой дизайнер, которому придётся за те же деньги изрядно потрудиться. Удержать молодёжь крайне сложно. Если несколько лет назад у меня работало больше ребят и деньги были на втором плане, то теперь первый разговор – о зарплате.

Сейчас более удачные времена для ребят-дизайнеров и параллельно бизнесменов, умеющих разумно продавать свои услуги, то есть не увлечься дизайном, а совершенно чётко принимать, что нужно спроектировать на такие-то деньги. Я считаю, что это тоже разумно. Не все заказы – творческие, часто нужно просто профессионально, ремесленно выполнить работу согласно техническому заданию – и всё. Кто чувствует правила игры, те живут очень хорошо. Сейчас тенденция такая, что заказчики готовы заплатить деньги, но за хороший профессиональный дизайн. Я думаю, ситуация выровняется экономикой, и очень быстро. Дизайнеры разойдутся по своим нишам как ценовым, так и качественным, и всё будет нормально.

Смотрите также: