Кто бы мог подумать, что дочь владимирского полицмейстера превратится…нет, не в «королевишну», а во всемирно известную оперную диву.
Антонина Ивановна обладала красивым низким голосом обширного диапазона, позволявшим ей петь партии контральто и меццо-сопрано. Её талант высоко ценили Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, Эдуард Направник. Её учительницей по вокалу была сама Полина Виардо!
Счастливый случай
О необыкновенной судьбе нашей землячки (о ней почти никто не знает на «малой родине») рассказал краевед, историк Владимир Земцов.
Антонина Ивановна не любила говорить про своё детство, омрачённое натянутыми отношениями между родителями. Её мать выдали замуж насильно, по приказанию отца-деспота. Между женихом и невестой была огромная разница в возрасте - 20 лет!
- Детство не оставило хороших воспоминаний, - пишет в своих мемуарах оперная певица. - Родители мои жили недружно. Мать прекрасно пела, а в особенности - рисовала, постоянно интересовалась всеми отраслями искусства, но характер имела тяжёлый. Отец мой, человек необыкновенной доброты, воспитывался в кадетском корпусе и служил в молодости в лейб-гвардии егерском полку, был 4 раза ранен на войне…
Оправившись от ран, генерал Абаринов служил полицмейстером во Владимире, а позже переехал с семьёй в Петербург, где сделался смотрителем Литовского замка. В 10 лет Антонина поступила учиться в Патриотический институт. С этого момента в жизни девочки начинается сказка... с настоящими принцами и принцессами.
- «…подруги меня любили, начальство отличало за хорошую учёбу. Посещавшие институт высокие гости относились милостиво. Особенно удостаивала меня вниманием княгиня Мария Николаевна и дочь её - принцесса Мария Баденская. Одно из лучших воспоминаний моего детства и ранней юности связано с именем Татьяны Борисовны Потёмкиной…».
Известная меценатка при Литовском замке устроила приют для детей арестантов и, посещая его, познакомилась с родителями девочки, снимавшими в замке квартиру. Милая девочка, любившая петь, очень скоро завоевала симпатию бездетной «светской львицы».
- Когда меня в редких случаях по протекции отпускали из института на каникулы или праздники, она часто присылала за мною, а после выпуска из института она заинтересовалась моим голосом и приглашала к себе на вечера. Мне приходилось петь в присутствии её родственников и блестящего общества: Рибопьеры, Юсуповы, Голицыны, Трубецкие, Куракины, у неё бывал принц Пётр Георгиевич Ольденбургский, хваливший мой голос ещё в институте. Ярким воспоминанием остаётся один вечер, проведённый во дворце великой княгини Марии Николаевны, куда повезла меня Потёмкина…Меня отвели на половину великих княжон Марии и Евгении Максимилиановны. Я пела романсы под аккомпанемент великой княгини Марии Максимилиановны, а Евгения Максимилиановна пела малороссийские песни. С 8 часов до полуночи время пролетело незаметно. Помню, что Татьяна Борисовна на обратном пути в карете учила меня произносить молитву на французском языке, которая предохраняла бы меня от искушений света, в особенности - от ухаживаний молодых людей».
Без мужа, денег, сцены…
В 16 лет Антонина с отличием окончила институт и уехала за «певческими знаниями» в Милан… Полтора года беспрерывно обучалась у Мацукато, потом у известного профессора пения Ламперти. На оперной сцене дебютировала в Генуе в 1861 году. Один сезон выступала в одесской Итальянской опере. После сезона уехала в Италию заниматься пением. На следующий сезон «диву с контральто» пригласили в итальянскую оперу в Москву, где та выступала под именем Реджи. Поклонники засыпали артистку цветами и подарками, жизнь на сцене кружила голову…В порыве юношеской любви и страсти Антонина выскочила замуж и… оставила сцену на 5 лет.
- «Эти тяжёлые годы я хотела бы вычеркнуть из моей жизни и не хочу их вспоминать. Я нигде не бывала, у нас никто не бывал. Только в последнее время меня навещали две мои институтские подруги», - пишет в мемуарах Абаринова.
Когда жизнь превратилась в ад, она сбежала от мужа, прихватив с собой троих детей (старшему - 3 годика, а младшему - лишь месяц). Денег нет, жить негде…Беглянку на время приютила подруга. Без работы бежавшая жена не осталась: сначала ей предложили гастроли по Волге, а затем пригласили петь в Одессу - в итальянскую оперу. «Тогда мне шёл 24-й год», - с горечью напишет Антонина.
После Одессы - контракт на 2 сезона в итальянской опере в Тифлисе. «Владимирскую звезду» всюду принимали и баловали: - В 1871 году Тифлис посетил император Александр II. Спектакль gala состоял из отрывков разных опер, и так как я должна была петь один акт Периколы, то, окончив свою арию, торопилась переодеваться из мужского костюма в женский. Вдруг ко мне в уборную постучался директор театра, объявляя, что государь пришёл на сцену и желает со мною говорить. Я страшно взволновалась и, наскоро накинув капот и шаль, выбежала за кулисы. Государь говорил со мной очень милостиво, хвалил мой голос.
Любопытно: итальянская опера была так роскошно обставлена в Тифлисе, что, несмотря на отличные сборы и субсидию от казны, после двух сезонов получился огромный дефицит. Театр пришлось закрыть, а труппу распустить. Печальное известие стало ударом для Абариновой, которой на тот момент исполнилось 28 лет. Ни мужа, ни денег, ни сцены…
Чтобы выкарабкаться из бедственного положения, Антонина решается ехать в Москву просить дебюта. Ей разрешили петь в «Жизни за Царя» и «Птичках Певчих». И снова помог счастливый случай - на модной оперетке присутствовал сам государь: «После первого акта его величество пришёл на сцену, говорил со мною и пригласил в царскую ложу, сказав, что его племянница великая княгиня Мария Максимилиановна узнала меня и желает видеть. На другой день после удачного дебюта со мной заключили контракт»… Правда, в провинциальной Москве певица долго не задержалась, её буквально на следующий же день «переманили» в Петербург, где назрел кризис с певцами-контральто: «Я полтора сезона пела в оперетках на Александринской сцене, а затем перешла в Мариинскую, в русскую оперу. Одной из первых ролей была роль Спиридоновны во «Вражьей силе» Серова… партия Спиридоновны показалась мне чем-то диким… со мной долго мучились, не могли добиться того, чего нужно. После Ромео, Арзаса, Орсино совсем молодой женщине трудно было изобразить пьяную бабу в трактире. Вдруг Васильеву пришла гениальная мысль: «Загримируйте её, купите рыночные сапоги, повяжите голову «повойником» - тогда она поймёт, что нужно делать».
Едва я увидела себя в зеркало, как сразу появились и жесты, и фразировка».
Большой секрет Виардо
Удивительно, но Антонина Ивановна в Париже брала уроки «для исправления недостатков в пении» у знаменитой певицы Полины Виардо: «Судя по рассказам своей матери, современницы Виардо, я ожидала увидеть почтенную старушку (на тот момент мадам было за 50 лет). Моему удивлению не было границ, когда я увидела на пороге стройную, невысокую женщину средних лет в изящном чёрном кружевном платье и в такой же шляпе с полевыми цветами. С первого же урока Виардо совсем очаровала меня. Женщина необыкновенного ума, говорящая на всех европейских языках так увлекательно, что заслушаться можно, энергия, бьющая ключом, подвижность, темпераментность…Она очень ценила русскую музыку».
У Виардо Абаринова познакомилась с Иваном Сергеевичем Тургеневым, невольно став свидетелем той трепетной любви к «мадам», которую великий классик пронёс до конца своих дней: «Он жил рядом с виллой Виардо, в маленьком «шале». Однажды, отправляясь на урок, я увидела в саду согнувшегося старичка, в высоких плисовых сапогах, опирающегося на палку. Дня через два перед уроком Виардо познакомила меня с Иваном Сергеевичем. Припадок подагры миновал, я увидела перед собой высокого, стройного человека с густыми седыми волосами и свежим румяным лицом. Мадам Виардо обращалась с Иваном Сергеевичем очень кокетливо, даже шаловливо, подшучивая над ним. Увидев их вместе, я сразу поняла, какое было безграничное обожание с его стороны… Много лет спустя мне опять пришлось приехать в Буживаль. Мадам Виардо жила на другой вилле, ещё более роскошной и, как мне сказали, подаренной ей Тургеневым. Он занимал, как и прежде, маленький шале рядом с большим домом. Вместе с ним жил сын Виардо Поль, известный скрипач. Тургенев приезжал в Петербург во время первой постановки «Месяц в деревне» и был у меня. Я с ним читала мою роль… В 1897 году я снова была в Париже и навестила Виардо в её городской квартире. Она постарела за эти 26 лет, но седые волосы ещё более шли к её большим чёрным неугасшим глазам. Для своих 77 лет она была необыкновенно бодра и по-прежнему элегантна. Она с грустью сообщила, что её любимец Поль женился так неудачно, что она вынуждена перестать с ним видеться. На прощанье она дала мне свой портрет с любезной надписью, и с тех пор я её не видала».
С возрастом вокальный голос Абариновой стал ослабевать, и в 1878 году её вновь перевели в драматическую труппу - на сцену Александринского театра, где она и прослужила до тяжёлой болезни 1899 года.