О таланте ивановской художницы узнали и за рубежом, куда Доллскую уже приглашают на выставки, но на этом, как правило, всё и заканчивается: кукольница и рада бы поехать, да денег на дорогу и транспортировку у педагога нет, а принимающая сторона не готова взять на себя даже часть расходов.
Мечта из Германии
- «АиФ в Иванове»: Ирина Станиславовна, как вы пришли к своему увлечению?
- Ирина Киселева: Еще в детстве из всех игрушек мне больше всего нравились именно куклы. Я даже не столько в них играла, сколько придумывала всякие истории, выдумывала характеры, вглядываясь в их лица. К тому же, всегда притягивала тайна живого и неживого. В 2000 году я впервые познакомилась с коллекционными фарфоровыми куклами, когда побывала в Германии - у нас тогда таких и в помине не было. Так и замерла у витрины. И надо же было такому случиться, что познакомилась с дамой, уже весьма почтенного возраста, фрау Хельгой Фрилинг, которая много лет коллекционировала кукол - разных веков, мастеров, стран… В ее коллекции - и большие, и маленькие, в самых необыкновенных нарядах и, как правило с натуральными волосами! Я часто потом бывала у семьи Фрилинг, много узнала о куклах. Настал день, когда я подарила фрау Фрилинг свою куклу, но это случилось намного позже: делать кукол сама я начала в 2009 году, попутно изучая технологию по книге «История одной куклы» замечательной кукольницы Надежды Генсицкой, ученицей которой я себя и считаю.
Фото: АиФ
- «АиФ в Иванове»: Но почему все-таки куклы, а не, допустим, рисование или фотография? Ваше хобби кажется экзотическим…
И.К.: Что меня действительно привлекает в работе над куклами, так это универсальность и выразительное многообразие. Отдельно цветок, композиция или, например, панно многое расскажут, если их автор художник, но ведь человек - это целый мир. Я с детства рисовала, а уже будучи взрослой училась некоторое время живописи, люблю декорировать, лепить и т.д. Но всего этого мне казалось мало, а кукла позволяет почувствовать себя одновременно в роли скульптора, художника, портного, сапожника, парикмахера, декоратора… В этом деле важно иметь основные представления о свете и тени и еще некоторые технические особенности живописи для росписи лиц, определения пропорций. Вообще, здесь, конечно, много взаимосвязей, но, несмотря на сложность специфики, я иной раз не нарисую так, как вылеплю пространственно.
Досье | |
---|---|
Ирина КИСЕЛЕВА - доцент кафедры зарубежной литературы ИвГУ, кандидат филологических наук, литературовед. Родилась в Иванове, в 1975 году. Высшее образование получила в 1998 году. Кандидатскую диссертацию защитила в 2002 году. Автор множества научных статей, исследующих игровое начало и феномен комического в произведениях зарубежных авторов. |
- «АиФ в Иванове»: Наверняка у вас нет специальной «бытовки», и кукол приходится мастерить и хранить дома. Кстати, много ли их накопилось?
И.К.: Сейчас у меня около 20 кукол - одни готовы, над другими еще работаю. Правда, речь идет о тех, которые дома стоят - некоторые проданы, иные подарены. Действительно, в квартире тесновато, к тому же куклы боятся пыли, волосы и платья быстро пачкаются, так что кукол нужно хранить в шкафу за стеклом или в специальной витрине. Разумеется, никакой мастерской у меня нет, для обжигания используется кухонная духовка, ящики комода заполнены тряпками, старой бижутерией, искусственными цветами и волосами.
Иваново-Таллинн? Нереально…
- «АиФ в Иванове»: А чего вам больше хочется: реализоваться творчески или, быть может, зарабатывать на этом?
И.К.: Да какие уж там заработки!.. Я делаю то, что мне нравится, и именно поэтому не могу создать что-то актуальное, востребованное - например, героев современных фильмов или анимации. К тому же я никогда не позиционирую себя как художница - я, скорее, кустарь-одиночка. Тут дело даже не в самореализации: кукол не станешь хранить в закрытом шкафу - их должны видеть люди. И вот недавно я вдруг получила приглашение на выставку… в Таллинн! Ну не насмешка ли судьбы? На что и как я могу туда доехать? В Иванове-то проблематично с таким багажом перемещаться с места на место, не говоря уже о других городах и тем более загранице. Хорошо, что в областном центре есть энтузиасты и единомышленники, заинтересованные в продвижении подобных проектов. Первую большую выставку кукол в Иванове, в которой и мне довелось участвовать, организовала и профинансировала кукольница Лилия Ражева. Кстати, скоро планируется еще одна такая выставка - в детско-юношеской библиотеке на ул. Крутицкой.
- «АиФ в Иванове»: Как же тогда выжить, не потакая массовому спросу? Может, имеет смысл время от времени изготавливать «шрэков», чтобы оставаться на плаву?
И.К.: Я именно в куклах ищу некую отдушину, погружаясь в которую, я могу отвлечься от работы. Я убеждена: стань они моей работой, то, боюсь, быстро наскучили бы мне. Может показаться, что я по-детски отношусь к некоторым вещам - просто постепенно научилась ценить именно то, что могу делать для себя и как мне хочется. Я ничего не умею продавать, и, слава Богу, пока нет острой необходимости что-то изобретать ради денег… И, если честно, у меня едва хватает времени на изготовление кукол - это трудоемкий процесс. Поэтому об их «продвижении» не успеваю задуматься. С другой стороны, в Иванове состоялась и моя персональная выставка, и различные предложения из других городов поступают.
Что же касается кукол-портретов, то мне многие пытались заказать - я и не отказывалась, но заказчиков пугала цена. Дело в том, что куклы дороги сами по себе из-за материалов, которые я заказываю из Петербурга.
- «АиФ в Иванове»: Разве в Иванове таких материалов не найти?
И.К.: В Иванове продают некоторые пластики, один очень даже ничего, сам по себе весьма прочен после запекания, но с ним трудновато работать из-за плохой пластичности: не удается тонко выделить линии и черты лица. Моего любимого ЛаДолла (это был первый пластик, который я купила) в Иванове тоже не видела. Глаза для кукол у нас не достать, правда, к счастью, иногда я их сама делаю.
- «АиФ в Иванове»: Вы изготавливаете интерьерных кукол. А как относитесь к бутафории? Можно ли сделать ваших кукол героями театрализованных представлений и не поступало ли вам соответствующих предложений от кукольных театров?
И.К.: Нет, кукольный театр вряд ли ко мне проявит интерес - у меня совсем другой жанр. У коллекционных интерьерных кукол изначально другая, далекая от театральной динамики эстетическая суть.
Зато интересуются обычные люди. Трех кукол у меня купили. Если удастся случайно разбогатеть (смеется), сразу же куплю кота породы мейн-кун - давно ими любуюсь - и к кошкам «неровно дышу».
- «АиФ в Иванове»: Так, может, в вашей коллекции кукол и кошки найдутся?
И.К.: Есть - моя кошка Анфиса в человечьем облике. Но, что говорить, стройностью я ей, конечно, польстила.
Кошка-человек Анфиса/ Фото: АиФ
«Я кукол не боюсь»
- «АиФ в Иванове»: Образы, которые вы воплощаете в своих произведениях, рождаются в голове сами, подобно поэтическому вдохновению, или откуда-то заимствуются?
И.К.: Кукла - существо своевольное, зачастую она сама рождается и диктует, кем ей быть, какой парик надеть, какое сшить платье. Так что обычно идея приходит уже после того, как кукла готова. Хотя есть некоторые спроектированные персонажи, например, портрет Чарли Чаплина, Пьеро, Арлекина или моей кошки, опять же. Но, конечно, самый главный, драматический и поистине волшебный момент - когда ты неожиданно обнаруживаешь, кого сделала, без проекта, а так, благодаря свободной фантазии.
- «АиФ в Иванове»: А куклы не навещают во сне свою обладательницу, не общаются с вами? И не случалось ли с вами каких-нибудь метаморфоз, связанных с куклами?
И.К.: Сей вопрос самый, пожалуй, щекотливый. Есть много людей, которые боятся кукол. Да и вся мировая культура полна примеров, как люди наделяли куклу неким таинственным и подчас зловещим смыслом, полагая, что неживой двойник человека может, в частности, отнять у него часть души. Знаю я и людей, которые хотели было заняться изготовлением кукол, но бросили, испугавшись момента «оживания». Так называют момент, когда в процессе работы над куклой она вдруг перестает быть кучей пластика, тряпья и синтепона, а начинает выглядеть в целом, как человек. У каждой работы такой момент наступает на разных этапах. Вот этот этап - драматичный, самый главный, дающий понять «случилась» работа или еще нет. Но неопытные кукольники его боятся.
Вообще, «рождение» куклы - большое таинство, и у мастеров не принято никому показывать куклу, пока она до конца не доделана и не одета. Кроме того, куклы, как многими замечено, могут менять мимику и выглядеть то грустно, то весело и т. п. Наверное, это зависит от освещения, да и рецепция влияет на восприятие. Я кукол не боюсь, тем более своих, в которых вложена часть моей души. Отдельной таинственной и зловещей жизнью, как во всяких фильмах ужасов, они не заживут, так как я вкладываю в них только доброе, ничем злым и черным никогда не занимаюсь. Кукол я делаю для радости и удовольствия, мне хочется, чтобы и людям они дарили только тепло и энергию детского, радостного мира.
Смотрите также:
- Практичная мода. Успешность зависит от имиджа →
- Экономная мода. Новая жизнь старого платья →
- Модное лето. Кризис воспитает меру →