Неправильный подход
Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru: - Илья, задам вам вопрос, который интересует всех без исключения жителей областного центра: почему выезжать и тем более выходить на наши дороги бывает смертельно опасно?
Илья Антипов: - Если говорить коротко и по существу, то местные власти больше заинтересованы в экономии бюджета, чем в обеспечении для жителей - пешеходов и автомобилистов - безопасное пребывание на дороге. Особенно ярко это прослеживается в реализации проектов по строительству и реконструкции дорог, организации дорожного движения. Моё мнение - все дорожные проекты должны проходить общественные слушания. Мало того, что этого по факту не происходит, городские чиновники при воплощении проектов в жизнь стараются сэкономить на безопасности граждан, как правило, за счет безопасности и обеспечения благоприятной городской среды.
Т.М.: - Что вы имеете в виду?
И.А.: - Я говорю о том, что не строят островки безопасности для пешеходов, выступы, металлические ограждения, отбойники, экономят на освещении. Их не делают потому, что это дополнительные траты. Взять, к примеру, улицу Суворова, нерегулируемый пешеходный переход у РОВД Ленинского района. Из-за припаркованного здесь транспорта переходящих дорогу людей водителям со второй полосы не видно. Потому и случаются аварии! Кстати, изначально по проекту предполагалось сделать отбойник, но в результате мы видим только разделительную полосу, мало влияющую на безопасность и скоростной режим автомобилей. Или ликвидированный на проспекте Ленина, 47, пешеходный переход. Здесь несколько лет назад осенью были сбиты сразу три студентки. Многие автомобилисты говорили, что из-за скудного освещения «зебру» вообще не видно, особенно поздней осенью.
Как решили проблему на этом участке дороги? Вместо того, чтобы сделать качественное освещение, «зебру» ликвидировали.
Т.М.: - Получается, ГИБДД и администрация применяют только один способ борьбы с аварийностью - ликвидацию «зебр». То же самое на днях произошло и с нерегулируемым пешеходным переходом у ивановского автовокзала со стороны улицы Лежневской.
И.А.: - Это наименее затратный способ, чем, к примеру, установка светофора, островков безопасности и прочее. О комфорте людей не думают. Более того, такими мерами провоцируют их на нарушения: многие, чтобы не делать крюк до «зебры», бросаются под колеса автомобилей в удобном для них месте.
Т.М.:- Проблема в необдуманном подходе в организации дорожного движения?
И.А.: - Да. У нас изначально неверный подход к решению всех дорожных проблем. Мы не предвидим потенциальную опасность на дороге, а сразу строим, а потом дорожными знаками запрещаем те или иные действия автомобилистов и пешеходов. Хотя при обдуманном, грамотном подходе могли бы сразу исключить спорные и проблемные ситуации на дороге. Например, решить, какой элемент включить, чтобы проезжая часть стала безопасной и для водителей, и для пешеходов. Так делают в европейских странах.
Люди не в приоритете
Т.М.: - Илья, любая инициатива, озвученная чиновникам и дорожникам на общественных слушаниях, в комитетах, социальных сетях, всегда получает отпор по причине ограниченного финансирования?
И.А.: - Есть немало технических методов, не требующих большого финансирования. В том числе «лежачие полицейские», кольцевое движение и другие средства, которые не позволяют водителю разогнаться. Вопрос, повторюсь, не в деньгах, а в цели вышестоящего руководства. Если целью была бы безопасность людей, люди бы не гибли на пешеходных переходах.
Вообще, основа основ безопасности и удобства пребывания человека в городе - это правильная расстановка приоритетов. Первый приоритет - пешеходы. Второй - общественный транспорт. Третий - едущие машины. Четвертый - припаркованные машины. Именно на этом основывается проектирование удобных и безопасных городов.
Т.М.: - В последнее время в Иванове произошло несколько резонансных ДТП на нерегулируемых пешеходных переходах: автомобилисты, мчащиеся на огромных скоростях, сбивали людей. Инспектора ГИБДД, кстати, не скрывают, что с отменой с 1 сентября 2013 года наказания за превышение скоростного режима на 10 км/ч, автомобилисты стали передвигаться по городу со скоростью 80-85 км/ч.
И.А.: - Многие действительно решили, что 80 км/ч - это разрешенная для передвижения в городской черте скорость. Хотя в ПДД черным по белому написано: 60! Лично я - сторонник ограничения скоростного режима в городе до 50 км/ч. Такое же предложение, кстати, выдвинул и Союз пешеходов. Потому что в большинстве случаев первопричиной ДТП является превышение скоростного режима. А нерегулируемые, слабо освещенные пешеходные переходы (без светофора) - самые опасные, я бы даже сказал смертельно опасные для людей.
Дети в зоне риска
Т.М.: - Как вы относитесь к тому, что движение на улице Багаева сделают односторонним? Изначально проектом этого не было предусмотрено…
И.А.: - В том-то и дело, что в очередной раз решили сэкономить: поворотные полосы для транспорта делать накладно. Сейчас регулярно происходят столкновения на пересечении Багаева и Большой Воробьевской. Но после того, как дорогу на улице Багаева сделают односторонней, проблемы будут нарастать, как снежный ком. По факту получим четырёхполосный хайвей, а ведь это дорога вокруг школы № 33. Представьте, машины мчатся по каждой из четырех полос - кто из них успеет затормозить, когда пешеходам будет зелёный? Кто увидит и пропустит последнего пешехода, заканчивающего переходить дорогу? О какой безопасности для школьников и других пешеходов может идти речь?
Т.М.: - Школьники ивановской школы № 36 в микрорайоне «Московский» также в опасности, и ивановской школы № 6 на улице Воронина тоже?
И.А.: - На улице Генерала Хлебникова у микрорайона «Московский» напротив ивановской школы № 36 сделали по две полосы в каждую сторону. На широкой ровной дороге нет ни одного элемента, заставляющего водителей снизить скорость. И светофорных объектов здесь тоже нет. А если учесть припаркованные машины на первой полосе и слабое освещение - это почти стопроцентный риск для пешехода быть сбитым на «зебре» или около нее. О детях снова не подумали.
Что касается улицы Воронина, то она долгое время была односторонней. Здесь школа
№ 6, детская поликлиника, травмпункт, аптеки. В начале сентября ее сделали двусторонней. И машины на этой узкой улице не всегда могут разъехаться. ДТП здесь начнутся с первым снегом, когда проезжая часть будет скользкой. Несмотря на наличие напротив школы искусственных дорожных неровностей, дети также рискуют попасть под колёса.
Т.М.: - Илья, у вас есть рекомендация, как нам бороться за свою безопасность?
И.А.: - Я рад, что равнодушных людей становится меньше. И бороться небесполезно. Конечно, было бы намного эффективней реструктурировать ГИБДД, чем нам с вами, проявляя свою гражданскую активность, бороться за свое право, право своих детей на безопасность. Увы, но современная ГИБДД - это не государственная инспекция по обеспечению безопасности дорожного движения. Это карательный орган. Это государственная инспекция по наказанию нарушителей. Профилактикой она не занимается, а только выписывает штрафы.
Т.М.: - А как вы относитесь к тому, что ГИБДД стала работать по заявлению граждан: мол, укажите нам на нарушения или нарушителя, мы приедем.
И.А.: - Нет ничего зазорного в том, чтобы ГИБДД указывать на нарушения со стороны пешеходов и автомобилистов. В этом помогут записи видеорегистраторов. Хотя у нас в народе до сих пор это называют «стукачеством». Но, хочу сказать, сегодня нарушитель проехал мимо вас по полосе встречного движения, а завтра он может врезаться в вас или сбить ваших родственников. А живём мы только один раз - здесь и сейчас.
Досье
Илья Антипов - один из представителей ивановского отделения Федерации автовладельцев России, автомобилист, член комиссии по безопасности дорожного движения при администрации г. Иваново.
Родился в 1980 году. В 1988 переехал в Иваново. Работает программистом на крупнейшем ивановском форуме. Женат, воспитывает двоих сыновей. Любит путешествовать.
Смотрите также:
- У каждого должен быть свой «стоп-сигнал». Как вести себя на дорогах →
- Ловушки на экзамене. Водительские права - только избранным →
- Слабое звено. Культуры на дорогах не заметно →