Без иллюзий. Миром в Украине не пахнет

   
   

Кто-то не связывает его с постоянным проживанием на Владимирской земле, мечтает в скором времени вернуться на родину. У других надежд не осталось, как, например, у семьи из Северо-Донецка Луганской области. 

Дети спят теперь спокойно 

Нам удалось поговорить с Романом, который приехал во Владимир с женой, сыном и дочкой, сестрой жены и двумя её дочерьми. Мужчина внешне спокоен, но голос выдаёт волнение. Буквально 2 фразы, и его боль комом встаёт в моём горле.

-  Жена была на 4 месяце беременности, но потеряла ребёнка. Тогда она сказала: «Отсюда хоть на край света, лишь бы там не стреляли», - рассказывает Роман. - Наш город, один из трёх, входящих в так называемый «Бермудский треугольник», находится под постоянным миномётным огнём. Когда твои жена и дети каждую ночь просыпались под грохот орудий, уже не думаешь ни о квартире в городе, ни о доме в деревне, ни о нажитом добре. К тому же впереди холодная и голодная зима - уже в прошлый сезон квартиры практически не отапливали, нетрудно догадаться, что будет дальше, а продукты дорожают день ото дня. 

Роман с женой и детьми успели кое-что продать за гроши, собрать сумки с самым необходимым (на каждого по одной - иначе в автобус не сесть) и поехали. Во Владимире поселились у знакомых, детей устроили на время в лагерь отдыха. Получив в Центре занятости населения список потенциальных работодателей, Роман нашёл работу по специальности в одной из строительных компаний. Считает, что в ближайшее время вряд ли сумеет вернуться в Украину.  

- Я не питаю иллюзий: война не закончится ни через год, ни через два, - говорит мужчина. -  Многие уезжают, но есть и такие, кто остаётся, не хочет бросать нажитое. А мне жизнь близких дороже. Радуюсь, что хотя бы дочка с сыном спят теперь спокойно. Вот и тёща следом за нами едет. На днях будем встречать. Переживаю только за свою мать - она лежит после операции,  перевезти её невозможно - и за сестру, которая за нею ухаживает. Что с ними будет? Не знаю… ведь миром там даже не пахнет.  

   
   

Не подвиг, а нормальный поступок

Организованные группы беженцев едут по линии общественных организаций, уполномоченного по правам ребёнка, а также по линии МЧС.  Это, в основном, женщины и дети, которых вывозят гуманитарными коридорами. Есть и так называемые «неорганизованные беженцы». Это граждане Украины, которые самостоятельно приехали во Владимирскую область. Людям активно помогают волонтёры и простые жители Владимирской области. Бесплатно принять беженцев на проживание решили 76 человек.  Среди них Юрий ГЛАЗКОВ, поселивший в своей пустующей квартире женщину с двумя девочками. По словам Юрия Евгеньевича, Оксана приехала из Луганской области. Видя состояние женщины, он ни о чём её особо не расспрашивал, посмотрел только паспорт и отдал ключи. Потом супруги Глазковы навестили новых жильцов, привезли им продукты, бытовую химию, холодильник и надувной матрас - мебели в квартире мало. Младшая девочка тут же запрыгала на нём в своё удовольствие. Что бы ни случилось, дети всегда остаются детьми. А ещё супруги вручили Оксане 10 тыс. рублей на первое время. Женщина расплакалась от неожиданности и поблагодарила чужих ей, по сути, людей за доброту и участие.  

- Ничего особенно я не совершил. Была возможность помочь людям, которые уехали из родных мест в никуда, и помог. Квартира досталась мне от родителей, в ней давно никто не жил. Собирался ремонтировать, а тут такое дело… Любой на моём месте поступил бы так же. Ведь чтобы делать добро, не надо быть героем. Достаточно быть нормальным человеком, а таких у нас - уверен - очень много!   

Юрий Глазков работает в административно-хозяй­ственном отделе одной из владимирских компаний. А детство и юность провёл в Западной Украине и не припомнит ссор и конфликтов между людьми разных национальностей. Он и женат на украинке. У супругов в той стране немало родственников и друзей, но сейчас с некоторыми из них они не поддерживают родственных связей. Ещё задолго до Майдана приходилось слышать от  них нелицеприятные высказывания в адрес нашей страны и правительства.  По мнению Юрия Евгеньевича, идеологическая  пропаганда сделала своё дело. Общение пришлось прекратить. Но всё, что происходит в Украине, не может не волновать. Поэтому решение поселить у себя беженцев  из зоны вооруженного конфликта на юго-востоке страны супруги приняли единодушно. 

- Люди, конечно, подавлены, это заметно, - говорит Глазков, - но с надеждой смотрят вперед. И это радует. Хочу, чтобы в России они нашли свой второй дом и чтобы у нас никогда войны не было.

На средства резервного фонда

Как сообщают представители штаба по работе с вынужденными переселенцами, всего с начала 2014 года миграционная служба зарегистрировала на территории Владимирской области 4541 гражданина Украины, считая и тех, кто приехал на заработки еще до военных действий. На помощь региональных и муниципальных властей области в первую очередь могут рассчитывать те, кто подтвердит, что прибыл из горячей точки и вынужден был оставить свой дом и близких, а не просто приехал подзаработать. 

Известен даже такой случай, когда к властям обратился экстрасенс из Украины, обладающий опытом цирковых выступлений. Он попросил предоставить ему площадку и пообещал собирать на свои представления целые залы. Для поддержки таких «предприимчивых» переселенцев в области ресурсов не предусмотрено. С группами организованных беженцев таких проблем не возникает. 

Сейчас во Владимирской области развернуто 8 пунктов временного пребывания, где проживают 187 человек, в том числе 97 детей. Ещё 7 пунктов на 179 человек появится скоро в Гороховецком, Гусь-Хрустальном, Камешковском, Петушинском, Собинском, Вязниковском и Ковровском районах. В резерве 10 площадок на 296 мест. Они будут готовы к концу июля. Рассчитаны же пункты временного пребывания примерно на 600 человек. Им смогут предоставить более 400 рабочих мест с жильём. И ещё 100-200 беженцев смогут расселить по семьям.

Если возникнет необходимость (при негативном сценарии развития событий на Украине), во Владимирской области будут включены мобилизационные резервы. У нас развернут палаточные лагеря, освободят общежития и социальные учреждения.  Тогда область сможет принять до десятка тысяч человек. Власти нашего региона справляются собственными силами, используя средства губернаторского резервного фонда, который создан для финансирования в непредвиденных ситуациях. Сейчас деньги фонда поступают на компенсацию расходов учреждений здравоохранения и социальной защиты, которые занимаются приёмом и размещением вынужденных переселенцев.

Кроме бюджетных денег, на оказание помощи прибывающим в область гражданам Украины идёт сбор гуманитарной помощи. На счёте сейчас около 2,3 млн рублей денежных пожертвований, а в накопителе находится около 20 тыс. единиц собранных вещей.