Миллионы детей носили красный галстук

Фото: АИФ

Октябрята, пионеры и комсомольцы канули в Лету, и вместе с ними из жизни современных ребят постепенно исчезло множество важных вещей – идеология единства, дисциплина, чувство взаимовыручки и взаимопомощи, ответственность, уважение к ровесникам и к старшим…

   
   

Политики считают, что в России в обязательном порядке необходимо создать детско-юношескую организацию героико-патриотической направленности. Теперь многие считают ошибкой разрушение комсомола и пионерской организации…

Кинешемка Нина Трубицына стала пионеркой в далеком 1958 году. Сегодня она с удовольствием вспоминает годы, когда с гордостью носила красный галстук на шее, делится воспоминаниями о пионерских буднях и ярких событиях тех времен.

Пионер – всем ребятам пример

- «АиФ в Иванове»: Миллионы советских мальчишек и девчонок свои пионерские годы запомнили на всю жизнь, как самые светлые, радостные, интересные и счастливые. Помните ли вы, как вас принимали в пионеры?

- Нина Трубицына: Да, я помню, как меня принимали в пионеры. Была линейка, 3-й класс. Нас выстроили в ряд перед всей пионерской дружиной и под торжественный бой барабанных палочек и звука горна повязали красные галстуки и прикололи пионерские значки на грудь. Меня охватило чувство волнения и гордости за себя и своих товарищей. Ведь в пионеры принимали лучших, это звание нужно было заслужить. Самым страшным наказанием для нас в те годы было исключение из рядов пионерии.

- «АиФ в Иванове»: Как и чем жили пионеры? Ваше самое яркое пионерское воспоминание.

- Н.Т.: Самое яркое воспоминание – это ежедневная глажка галстука по вечерам. «Как повяжешь галстук – береги его. Он ведь с нашим знаменем цвета одного». Шучу, конечно. Воспоминаний много. Наше детство было ярким, захватывающим, стремительным, богатым на различные события. Когда я была пионеркой, принимала участие почти во всех мероприятиях, организованных в школе и в городе. К примеру, ежегодно весной у нас был туристический слет, который проходил в деревне Луговое на реке. Там мы учились ставить палатки, разжигать костры, варить уху, изучали лекарственные растения, устраивали спортивные состязания. Самым интересным мероприятием для меня была игра «Зарница». Задолго до ее начала мы с усердием и удовольствием готовились к ней: занимались стрельбой из винтовок в тире, придумывали и мастерили эмблемы отряда, разучивали речевки, отрядные песни, маршировали.

   
   

А еще мы собирали металлолом и макулатуру, соревнуясь при этом отрядами. Возможно, потому и не было в городе мусора. Ненужные вещи люди специально складывали дома, чтобы потом отдать пионерам. У нас даже план был по сбору вторсырья. Бывало, чтобы собрать больше остальных отрядов, прихватишь из собственного дома что-то хорошее, нужное. На следующий день тащили назад.

У нас был председатель дружины, председатель отряда, звеньевые, староста. Часто у нас проводились общедружинные линейки, на которых подводились итоги, торжественно вручали переходящий вымпел победителям в отрядных соревнованиях, а порой здесь же ставили на вид нарушителей. Дисциплина была строгая. В то время двоечник в классе – событие экстраординарное, из ряда вон выходящее. Ведь пионер – всем ребятам пример. Мы просто не имели права учиться или вести себя плохо. Мы всегда помогали старшим, особенно пожилым, помогали им перейти через улицу, донести сумку из магазина, поздравляли с праздниками.

- «АиФ в Иванове»: Как вы считаете, современные дети много потеряли с исчезновением пионерии?

- Н.Т.: Мы были счастливы. И счастье было разнообразным. И от трудовых свершений. И оттого что Гагарин в космос полетел. И от хвойного запаха в зимнем лесу. И потому, что есть друзья, с которыми «вместе весело шагать по просторам». Именно в пионерском отряде очень часто у меня возникало горячее ощущение единения, общности.

Не помню, действительно ли, мы были такими замечательными, как пионеры на старых открытках, но точно помню, что класса до 8-го школьники не курили, до 10-го не пили, а уж про секс я вообще помолчу. Причём нравственность базировалась не на боязни наказания, а на том, что это порицалось твоими же сверстниками. На закурившего или выпившего смотрели как… Ну, вот сейчас так смотрят на бомжей. С каким-то удивлением, с брезгливостью, мол, как ты мог так опуститься? Помню, мы, пятиклассники, не то, что сигарет, спичек не могли купить, чтоб во дворе костерок разжечь.

Самых лучших, чаще активистов, чем просто отличников, награждали путёвками в «Артек» —всесоюзный пионерский лагерь в Крыму. Пионерская организация и все её пионеры были не чем иным, как внутренним каркасом для страны в целом.

Еще у нас была традиция встречать грачей, скворцов. Мы мастерили скворечники, вешали их на деревьях, а затем был массовый выход на Волгу. Представляете, какая Волга красивая весной! Нам прививали любовь к родному городу, к Родине не на словах, а на деле.

Сейчас всего этого нет. Мне жаль подростков, которым нечем заняться в массовом порядке, которых не учат уважать старших, помогать друг другу. Считаю, что пионерию уничтожили люди, которые не любили детей. Сейчас мы наблюдаем опустошённость детских душ, искажённое представление подростков о добре, милосердии, патриотизме…

Вот, к примеру, наша тогдашняя школа-восьмилетка № 4. Там каждый педагог, каждая уборщица знали всех детей, все их проблемы. Если на лице ребенка печаль, старались его утешить. Сейчас же никому ни до кого нет дела.

Фото: из архива Нины Трубицыной

- «АиФ в Иванове»: Какое было Ваше самое любимое увлечение?

- Н.Т.: Пение. У нас в школе был замечательный учитель пения Юрий Васильевич Соколов, и наш школьный хор был лучший в Кинешме. Мы всегда занимали первые места в городских, иногда и в областных конкурсах хорового пения. Нередко выступали в воинской части, пели для солдат и ветеранов. В хоре было 100 человек, ученики 1 – 8 классов. Мы даже поставили под руководством Юрия Васильевича две оперы. На уроках пения обычно ребята плохо себя ведут, а у нас всегда был образцовый порядок. Любовь к пению у меня сохранилась на всю жизнь. Уже позднее, повзрослев, я была участницей городской агитбригады. На международных конкурсах художественной самодеятельности мы часто побеждали, получали награды за успехи в творчестве. А сейчас пою только на семейных праздниках.

Справка

Пионерская организация СССР была образована 19 мая 1922 года. К началу 1925 года уже насчитывалось более полутора миллионов пионеров.

В пионеры, как правило, принимались дети, начиная с 9-летнего возраста, и состояли в ней до 13—14 лет, когда начинался приём в комсомол. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты. Формально приём осуществлялся на добровольной основе, однако в 1950—80-х годах фактически все школьники по достижении соответствующего возраста принимались в пионеры. Исключение составляли отпетые хулиганы.

В СССР было огромное количество пионерских лагерей — мест массового летнего отдыха детей, в каждом городе строились и работали дома и дворцы пионеров. Издавалась газета «Пионерская правда».

У пионеров была своя форма, к которой обязательно прилагались красный пионерский галстук и пионерский значок.

После распада СССР и потери привлекательности коммунистических идей, отмены фактически обязательного вступления детей в идеологические организации в массе своей пионеры самораспустились. В 1990-х годах в России сторонниками коммунистических идей были воссозданы новые немногочисленные пионерские организации.

Досье

Нина Трубицына родилась в Кинешме в 1948 году. Закончила химико-технологический техникум. Работала технологом на заводе «Электроконтакт», делопроизводителем на заводе «Поликор». Всю жизнь занималась музыкой. Четырежды в составе Кинешемской агитбригады становилась лауреатом Всесоюзного конкурса народного творчества.

 

Смотрите также: