Примерное время чтения: 10 минут
422

Педагог с изюминкой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. 'АиФ-Владимир' 26/12/2012
Фото: АИФ

Яркая внешность, нестандартный подход к обучению, горящий взгляд, неподдельные эмоции… Нечасто удается встретить в школе такого педагога. А мне – посчастливилось. И не только встретить, но и учиться у Людмилы Леонтьевны ДОБРЫНИНОЙ – учительницы русского языка и литературы школы №6 города Вязники.

Одна мудрая завуч Людмила Александровна КУЗНЕЦОВА как-то раз сказала учителям:

 - Если вы вырастили хотя бы одного благодарного ученика, то вы уже работали не зря.  А таких у Людмилы Леонтьевны – великое множество…

«АиФ-Владимир»- Как так получилось, что вы решили пойти по стопам Макаренко и Сухомлинского? Это была мечта с детства или случайный выбор?

Л.Д: - Наверное, Бог повел. Правильно говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Я к литературе и к чтению никогда особого пристрастия не имела. Но вот однажды мы с классом ездили на отработку – на картошку – и я сломала ногу. Долгое время не ходила в школу и была прикована к постели. Дома у нас была небольшая библиотека, и я от нечего делать стала потаскивать книгу за книгой – в основном классику… И неожиданно для себя влюбилась! Читала взахлеб Тургенева, Толстого, Достоевского. А после больничного в школе никто не узнавал меня, прежнюю. И речь совсем другая стала, и желание отвечать появилось. Когда выступала у доски, все рты открывали, а мне так приятно было! Поэтому судьба у меня была такая – сломать ногу в колхозе и пойти по литературной стезе.

«АиФ-Владимир»:- Значит, уже тогда знали, куда пойдете учиться? 

Л.Д: - Как-то раз я приехала во Владимир в гости к подруге и поняла, что хочу учиться именно здесь. После того, как с городом определилась, осталось выбрать институт и факультет. И тут тоже помог случай. Вокруг нас собралась совершенно необычная компания молодых людей, читающих наизусть Есенина. И, как бы между прочим, один из них мне сказал: «А иди на литфак, это же 24 часа о любви!». Эта фраза запала мне в душу и определила мое будущее. Ни одной минуты не жалею о своем выборе – учеба – интересная, преподаватели – ярчайшие личности. Здорово, когда и от учебы, и от работы получаешь удовольствие. Но работа, не скрою, тяжела. Профессия учителя хоть и благодарная – но лишь со стороны учеников, чего не скажешь о государстве. Обидно, что в обществе она имеет такой неприглядный статус, в чем сам учитель нисколько не виноват. По большей мере, педагоги – интереснейшие и талантливейшие люди, но они загнаны в угол – на саморазвитие не остается ни денег, ни сил, ни времени. А ведь мы должны постоянно развиваться – читать, узнавать новое, расширять свой кругозор, заниматься спортом, хобби, словом, самосовершенствоваться. Вопрос – когда? Ведь среднестатистический школьный учитель вынужден работать на полторы-две ставки, чтобы хоть как-то прожить. И порой, приходя под вечер домой, остаются силы только чтобы дойти до дивана, а ведь нужно еще учить уроки, выполнять домашние дела. Хорошо, когда муж не только понимает, что моя работа почти круглосуточная, но и во многом помогает. А если бы не он…Какое там саморазвитие?! На него нет времени. Убеждена, что если бы учитель получал такие деньги за одну ставку, он был бы другой – более разносторонний, и это бы, безусловно, сказалось и на качестве образования. Надо не только ли не вынуждать работать на две ставки – запрещать нужно! Сегодня об этом многие говорят, но мало кто слышит…

 «АиФ-Владимир»- Семья для вас все-таки главное? 

Л.Д: - Конечно. И я благословляю себя за то, что не брала много часов в школе, когда мой сын был маленьким. Есть уйма примеров, когда в гонке за деньгами можно упустить воспитание своего собственного ребенка. Ведь главное призвание у женщины - быть матерью, а уже потом - работа. Я много гуляла с сыном, путешествовала, говорила на самые разные темы, вместе читали, а потом обсуждали произведения. Да что там! Он еще в люльке лежал, а я ему уже «Руслана и Людмилу» читала, и, мне казалось, он понимал. Когда сын подрос, часов в школе брала, конечно, больше. Бывало, заработаешься до такой степени, что язык заплетается. Ученики как-то смеялись. Говорю им: «Дети, положили в ручки и взяли в рот карандаши». А уж детям чувства юмора не занимать – они и делают, что им говорят. Смотрю на них и ничего понять не могу – сидят все, как один, с карандашами во рту. Смешного много было! В нашей профессии ведь всякое бывает. Однажды с пистолетом по оврагам бегала. С детьми ездили в театр и вернулись в город поздно вечером. А их никто не встречает – сами, мол, дойдут. Ну раз родители допускают такое, что поделать… А среди ночи телефон звонит – обеспокоенные мамы и папы спрашивают, где дети. Вот тут был шок. Так и пришлось отправиться на поиски по всему району в компании с мужем, который, кстати говоря, случайно ударился лбом об арку в одном подъезде. Вот участь мужа учителя! Мало того, что по ночам не спит, так еще и с огромным рогом на лбу домой возвращается. Называется, «жена наставила рога». И смех, и грех, как говорится…

«АиФ-Владимир»- А сколько на вашей памяти было выпусков? И чем они запомнились?

Л.Д: - Всего – пять выпусков. Часто в них были те дети, про которых можно сказать «Далеко пошел!». Вообще, наша школа – это настоящая «фабрика звезд». Одна из самых ярких звездочек – Александр ТЕРЕХОВ, который после окончания школы уехал в Москву и стал известным модельером. Когда я еще только пришла работать в школу, он заприметил меня, хотя я его и не учила, и как-то подошел ко мне со словами: «А позвольте, я вам платье нарисую». Мне было очень приятно, что я еще тогда вдохновила его на творчество. Еще один пример – Артур ДОБРЫНИН, который на сегодняшний день стал ученым мирового уровня. Он закончил ННГУ им. Лобачевского с красным дипломом бакалавра, затем магистратуру. Преподавал в университете и работал инженером в Институте физики Микроструктур. Позже стал руководителем группы программистов в компании Mera Netwoks. А с 2011 года живет и работает инженером в Норвегии в компании Energy Micro. Сейчас у меня учится еще одна очень талантливая девочка - будущая звездочка Настя КАРЕВА – она главный редактор школьной газеты и по совместительству работает в местном городском издании. Во многих детях есть Божья искра – стоит лишь чуть-чуть направить, помочь поверить в себя, зажечь творчеством. 

«АиФ-Владимир»:  - А кроме школы, какие у вас интересы в жизни?

Л.Д:  Я пишу книгу – о любви и смысле жизни. Надеюсь завершить ее, как только будет чуть больше времени. Очень люблю путешествовать – из каждой страны привожу какой-нибудь сувенир, который бы напоминал о чувствах и эмоциях, испытанных в том или ином месте. Считаю, что из таких небольших деталей складывается наша жизнь – и нужно учиться радоваться каждой мелочи, и только тогда начнешь получать от жизни истинное удовольствие. 

«АиФ-Владимир»- А как вы относитесь к «новому» русскому языку? К противоречивым правилам, которые становятся нормой, к сленгу, в том числе в Интернете…

Л.Д: Против сленга ничего не имею – отношусь к этому с юмором. Иногда можно, зная правила русского языка, немного «похулиганить» со словами. А вот к «новому» русскому отношусь, скорее, отрицательно. Мы теряем язык Пушкина, язык великих мастеров слова, истинный великий русский, о котором писал И.С.Тургенев. Можно и без установления «спорных» правил в языке привносить в его изучение что-то новое. Например, у меня на каждом уроке своя изюминка - то это мастерская слова, то ток-шоу, то виртуальная экскурсия. Бывают уроки - научные лаборатории, ролевые игры, душевные посиделки при свечах, уроки-откровения. А порой необходимо просто «пахать», тяжело и кропотливо трудиться, ведь жизнь - это не только праздник, и к такому труду надо приучать с детства.

«АиФ-Владимир»- Совсем чуть-чуть остается до Нового года – самого таинственного времени. Верите в волшебство и гадания? 

Л.Д: - В волшебство верю, но гадания - это грех! У меня есть грустный опыт, после которого я дала зарок, что гадать никогда больше не буду. Раньше мы с девчонками любили погадать на Рождество и Святки. Однажды жгли бумагу на тарелке и смотрели силуэты теней, которые она отбрасывает на стене. И у моей любимой подруги на стене явно просматривался контур гроба с телом, а при второй попытке - могила с крестом. Мы не поверили – пошутили и забыли - а тем же летом она умерла от опухоли мозга. С тех пор и не гадаю, и никому не советую. Ни к чему это. И без гадания в жизни есть много волшебства и радости, нужно только это уметь замечать.

Досье 

Людмила Добрынина родилась в 1964 году в Нижегородской области, училась на литературном факультете ВГПИ (ныне филфак ВлГУ), после чего переехала в Вязники и два года проработала воспитателем в детском саду. С 1987 года по сегодняшний день работает учителем русского языка и литературы в СОШ №6.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах