Байкало-Амурская магистраль, БАМ - название этой комсомольско-молодежной стройки в 1980-е годы было известно каждому жителю нашей страны. Но мало кто знал, что на самом сложном участке строительства магистрали - восточном - работали отнюдь не молодежные студенческие отряда, а военные строители. Именно воины-железнодорожники прокладывали ветку от Тынды до Комсомольска-на-Амуре, через самые непроходимые леса и горы.
Ивановский командир
В сентябре 1975 года в одно из подразделений на этом участке БАМа на должность командира взвода прибыл молодой офицер лейтенант Шанцев. Выпускник Ленинградского высшего ордена Ленина Краснознаменного училища железнодорожных войск и военных сообщений им. М.В. Фрунзе сам написал рапорт и по собственному желанию был направлен на строительство Байкало-Амурской магистрали. С первых дней молодой офицер не пасовал перед трудными условиями, необжитостью.
- Как-то сразу по душе он всем пришелся в нашем батальоне механизации, - вспоминают сослуживцы. - Общительный, простой, мог быстро вызвать человека на откровенный разговор. К тому же технику знает досконально. Случится неполадка на экскаваторе, бульдозере или другой машине - он быстро найдет ее причину, подскажет экипажу, как устранить неисправность. За рычагами управления тоже на него залюбуешься - лейтенант мастерски управлял любой машиной.
Равняясь на командира
Первой трудовой победой лейтенанта Шанцева на БАМе стало досрочное выполнение задания: воины его взвода быстрыми темпами прорубили одиннадцатикилометровую просеку в тайге под будущую магистраль. Вскоре его взвод стал одним из лучших в батальоне. За короткое время, как позднее указывалось в характеристике, он показал себя как «один из передовых и перспективных офицеров». Через два года он уже принял командование ротой в батальоне механизации, и это подразделение вскоре стало передовым. На вооружении его подчиненных, кроме автоматов, стояла и мирная техника, причем импортного производства.
- Ко мне в роту поступала различная техника, - рассказывает Александр Шанцев. - Например бульдозеры «Фиат-Аллис», «Камацу», дорожные строительные машины фирм «Ктерпиллар», «Хорвейстер», «Като». Я их все изучил и в дальнейшем знания применял на практике.
$25 миллионов за километр. Государство вновь «разорится» на скоростные дороги? >>>
Подразделение, которым командовал офицер Шанцев, можно сказать, пробивало дорогу через тайгу и хребты для будущей железнодорожной магистрали. В одних местах насыпалась грунтовая насыпь под полотно будущей магистрали, в других велась выемка грунта, т.е. пробивалась дорога в хребтах и скалах. Из служебной характеристики: «Работая на самых трудных и ответственных участках строительства магистрали, рота успешно справляется с задачами по отсыпке земляного полотна. Рост производительности труда за 4 года одиннадцатой пятилетки здесь достиг 21,6 процента».
«Не для публикации в печати»
С каждым километром насыпи магистрали росли опыт, командирское мастерство Александра Шанцева. Особенно запомнился офицеру Туранский хребет. Выемка, которую разрабатывал батальон, составила несколько километров в длину и порой до тридцати семи метров в глубину. Надо было вынуть свыше ста тридцати тысяч кубометров грунта. Да какого! Сплошь скальная порода десятой категории твердости. К тому же осложняли дело трещины. В таком грунте ломаются буры, «выдыхаются» машины. Его плохо берет даже сверхмощный взрыв. Но все-таки у воинов роты, которой командовал офицер А. Шанцев, характеры оказались крепче скал. Они бурили, рыхлили грунт, взрывали, и неподатливые скалы уступали перед их напором. Поставленная задача была выполнена в срок.
Первой наградой Александра Шанцева за доблестный труд стал боевой орден. В 1981 году «за досрочное выполнение заданий десятой пятилетки по строительству Восточного участка Байкало-Амурской магистрали» он награжден орденом Красной Звезды. Только вот своей заслугой офицер считал не только трудовые успехи.
- Помимо всего, у меня за всё время командования ротой ни один солдат не погиб и не получил увечий, - вспоминал офицер.
Шесть с половиной лет наш земляк командовал ротой, которой поручалось выполнение особо ответственных и сложных участков по сооружению земляного полотна и разработке скальных выемок. Как отмечалось в наградном листе на присвоение звания Героя Социалистического Труда, «выполнение плана строительно-монтажных работ ротой ежегодно составляло 120%. Всего за этот период ротой выполнено 1,2 млн кубометров земляных работ, подготовлено с высоким качеством 40 км земляного полотна под укладку главного пути».
29 сентября 1984 года, через 10 лет после начала строительства, на разъезде Балбухта состоялась «золотая» стыковка, встретились восточное и западное направления строителей БАМа. А через месяц, 27 октября, состоялось официальное открытие сквозного движения поездов по всей Байкало-Амурской магистрали.
Именно в эти дни в газетах был опубликован Указ о присвоении звания Героя Социалистического Труда наиболее отличившимся строителям БАМа. Только вот имени Александра Шанцева в нем не было. Не было там и других воинов-железнодорожников, кроме нашего земляка, еще три офицера были удостоены этого высокого звания. Указ об их награждении имел гриф «не для публикации в печати».
В том же 1984 году, через час после вручения наград в Кремле, ему было присвоено звание майора. В 1985 году майор Шанцев уехал с БАМа на учебу в Академию тыла и транспорта. После учебы продолжал службу в частях железнодорожных войск. Последние годы служил на офицерских курсах железнодорожных войск, передавал свой опыт молодым офицерам. В 2001 году уволен в запас в звании полковника. В общей сложности отдал железнодорожным войскам без малого 30 лет.
В настоящее время живет в городе Петергоф, часто приезжает на родину в Ивановскую область.
Малая родина
Согласно документам, Александр Шанцев родился в городе Южа. Но это только по документам.
- Беззаботное детство прошло в двух деревнях: Давыдовке и у деда с бабушкой в Терехове, - вспоминает Александр Шанцев. - А Южа - это только место рождения, потому что в роддоме работала мамина двоюродная сестра тетя Шура Шевякова.
И Давыдовка, и Терехово, и еще одна деревенька - Сезух, где жили родители мамы, все они был в Пестяковском районе. Отец будущего героя, Александр Васильевич Шанцев, не один год был лучшим комбайнером района. За высокие показатели в труде награждался грамотами. Надеялся, что и сын станет механизатором.
- Когда мы жили в деревне, он нас, ребятишек, сажал в бункер, туда сыпалось зерно, а иногда с горохом, весело было, - рассказывает Александр.
В 1960 году Шанцевы переехали в поселок Демидово. В то время там добывали торф, а родители трудились на торфопредприятии. Здесь отец работал механизатором, Александр закончил 8 классов местной школы.
В 1968 году состоялся новый переезд - в поселок Центральный соседней Горьковской области. Отец освоил новую специальность автокрановщика и устроился работать на расположенный здесь полигон железнодорожных войск. Видимо, близость этой воинской части и определила выбор профессии. По словам героя-офицера, почти все мальчишки из класса, кому позволяло здоровье, ушли в военные училища.
Смотрите также:
- Кто на американском фото. Ветеран ездит в Муром для встречи с молодежью →
- Мы из подплава. В городе невест ошвартовались подводники →
- Ивановскому Герою Советского Союза 94 года →