Рано утром 22 июня в небе над приграничным Брестом звучали первые выстрелы. Небольшие группы истребителей пытались остановить армады гитлеровских бомбардировщиков. В кабине одного из краснозвездных самолетов был младший лейтенант Геннадий Яхнов. Так началась для нашего земляка война.
Один - словно полк
- Летели мы в Брест, это уже было в 3.50 утра, - рассказывает Геннадий Михайлович. - А там уже шла артподготовка, немцы стреляли по нашим войскам, по Бресту, по крепости. В воздухе было две группы бомбардировщиков по 27 самолетов с прикрытием истребителей. Мы провели первый воздушный бой утром, 22 июня. А дальше пошло-поехало.
В том первом вылете он не одержал победы, а к вечеру в полку уже не осталось боевых машин. Свой первый самолет Геннадий Яхнов сбил через месяц, когда вернулся на фронт на новых истребителях ЛаГГ. Вот как он сам описывал тот боевой вылет: «Вечером снова был вылет. На этот раз мы с лейтенантом Беловым вновь обеспечивали прикрытие своего аэродрома и Вязьмы. Обстановку можно было назвать спокойной, и усталость взяла свое. В какой-то момент я задремал. Почти сразу очнувшись, определил, что самолет «штопорит» от потери скорости. Немедленно дал рули на вывод из «штопора» и боевым разворотом набрал высоту до четырех тысяч метров.
Теперь надо было оглядеться. К своему огорчению, Белова я не обнаружил. Зато правее и выше себя увидел разведчика немцев «До-17». Не раздумывая, я пошел на сближение с ним. Заметив это, фашистский летчик решил укрыться в пелене облаков. Но я продолжил преследование. После второй моей очереди противник перешел на пикирование. Я ждал, когда он выйдет из него, и тут же открыл огонь из всех точек. «Дорнье» задымил, перешел на бреющий полет. Между Сафоново и Дорогобужем он врезался в лес и развалился на части. Это был мой первый сбитый самолет».
В первые месяцы войны приходилось совершать по нескольку вылетов в день. За четыре месяца непрерывных боев полк был почти полностью обескровлен, нередко на задания отправлялись 1-2 самолета.
- Штаб учитывал полки, а не количество летчиков, - вспоминал о тех боях осени 1941 года Геннадий Михайлович. - Задач наставят, и летишь, представляя полк. Взлетаю один, а там 27 бомбардировщиков с шестью истребителями. А я прилетел в одиночестве.
Результатом того неравного боя был очередной сбитый «Юнкерс» и сорванный бомбовый удар.
От боя к бою росло мастерство летчика-истребителя Яхнова. В мае 1942 года на высоте 7000 метров им был сбит высотный разведчик, а сбитый им в сентябре «Дo-17» демонстрировался на выставке трофейной техники в Москве.

На боевом дежурстве, Северо-Западный фронт, 1942 год/Фото: из архива Геннадия Яхнова
Весь фронтовой путь летчик Яхнов прошел в 33-м истребительном полку. Из рядового летчика к победному маю 1945 вырос до командира полка. Полк этот боевую службу нес в системе противовоздушной обороны. Этим и объясняется относительно скромный боевой счет - 16 сбитых самолетов врага.
Полк Яхнова нес боевое дежурство на подступах к столице и в небе Горького, участвовал в боях в районе Демянска, охотился за транспортными самолетами, снабжавшими окруженную группировку врага. Позднее в задачу полка входила охрана и защита железнодорожных перевозок войск и военной техники в тылах Северо-Западного и Прибалтийского фронтов.
В апреле 1944 года майор Яхнов был представлен к званию Героя Советского Союза. К этому времени он совершил 518 боевых вылетов (из них 32 - ночью), провел 52 воздушных боя, в которых лично сбил 8 самолётов противника и 6 - в группе. 47 раз он летал на штурмовку наземных целей: сжег на земле более 10 вражеских бомбардировщиков, эшелон с горючим и боеприпасами, подавил огонь шести зенитно-артиллерийских батарей, уничтожил 17 автомашин с техникой и войсками. В августе 1944 года был подписан указ о присвоении ему высокого звания Героя.
Последний раз во фронтовое небо Геннадий Яхнов поднялся 8 мая 1945 года в Латвии. Летчики прикрывали штурмовиков, добивавших гитлеровскую группировку под Либавой. Всю войну судьба хранила летчика Яхнова. Находясь на фронте с первого до последнего дня, он ни разу не был сбит и серьезно ранен. В боевых условиях освоил несколько типов самолетов от отечественных «яков» до американских «киттихауков».
Летчиком стал с голодухи
Можно сказать, что в небо будущего героя привел случай. В 1935 году крестьянский паренек Гена Яхнов из деревни Фофаново (сейчас ее уже нет на карте) современного Южского района приехал в областной центр и поступил в Ивановский химико-технологический техникум. Школу рабочей молодежи он закончил в селе Хотимль, подался вместе с другом Павлом Шумиловым в город, чтобы продолжить путь к знаниям.
«Поначалу нам было очень трудно учиться в техникуме, - писал в своих воспоминаниях Геннадий Яхнов. - Общежитие переполнено, заниматься негде. Стипендия тридцать два рубля, а карточка в столовую стоила пятьдесят четыре. На помощь родителей рассчитывать не приходилось, они сами еле сводили концы с концами. Тогда мы с Павлом решили взять одну карточку в столовую на двоих. Один ходил в столовую завтракать и ужинать, другой - обедать. Сегодня он обедает, завтра - я. Похудели, конечно, но выжили. На товарной станции разгружали вагоны. Это помогало нам пополнить свой скудный бюджет. На летние каникулы уезжали к родителям, работали в колхозе, старались как можно больше заработать. Знали, что деньги в городе очень пригодятся».
В 1936 году Павел узнал, что в городе есть аэроклуб и туда принимают молодежь. Позвал с собой приятеля. Геннадий сначала сомневался: «Тяжело одновременно учиться в техникуме и в аэроклубе». Но теоретические занятия в аэроклубе проводили вечером, полеты были рано утром, так что по времени ребята укладывались.
- Павел сказал, что как только вылетим самостоятельно - дают ворошиловский завтрак, - рассказывает Геннадий Михайлович. - А что входит в завтрак? Он и говорит: «Для нас с тобою мечта: городская булка белая, сто граммов колбасы, пол-литра молока, сорок граммов сахара, сорок граммов сливочного масла. Мы обязаны в него записаться, иначе перестанем себя уважать...».
Весной 1936 года курсант Яхнов уже отрабатывал управление планером и, получив необходимые навыки, перешел к полетам. В августе того же года уже самостоятельно поднялся в небо на учебном самолете У-2. Техникум юноша так и не закончил, победило небо. В 1937 году он стал курсантом летного училища в Перми. Дальше - служба в истребительном полку в Белоруссии, где он и принял первый бой.
Секрет здоровья от героя
После войны полковник Яхнов продолжал службу в военной авиации, передавал фронтовой опыт молодым летчикам, и не только в родных Вооруженных Силах. С 1952 года был командирован в Болгарию, был военным советником при командующем авиацией. Наш земляк организовывал две истребительные дивизии, оснащенные реактивными самолетами Як-23. Вернувшись домой, командовал истребительной дивизией, сдал норматив летчика 1-го класса. Но в 1958 году был списан с летной работы, сказались фронтовые нагрузки и болезни. В том же году полковник Яхнов ушел в отставку.
Несколько лет жил в городе Жданов, ныне город Мариуполь Донецкой области Украины, работал на хозяйственных должностях. В 1978 году переехал в Рязань, где до выхода на пенсию работал в горжилуправлении. Активно занимался общественной деятельностью, большое внимание уделял военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Более 12 лет возглавлял городской Совет ветеранов. За заслуги перед городом ему присвоено звание Почётного гражданина города Рязани.
Несмотря на свои 90 с лишним лет, Геннадий Михайлович полон сил и энергии и охотно делится секретом своего долголетия.
- Я не курю. Водкой не балуюсь. Выпиваю немножко, и то только по праздникам - говорит ветеран. - С едой не злоупотребляю. Я не знаю что такое грипп, что такое насморк. К врачам не хожу, нет нужды никакой.
Еще одним условием такого долголетия можно назвать счастливую семейную жизнь. С будущей супругой Елизаветой Геннадий Михайлович познакомился еще в 1935 году, когда поступал в техникум. Через пять лет они сыграли свадьбу и прожили в мире и согласии более 60 лет, воспитали сына и дочь.
В Иванове на месте памятника 40-летию Победы в ВОВ установят памятник Георгию Победоносцу
Воздушный бой сквозь годы. Разыскиваются родственники солдат
Во Владимире установят мемориальную доску летчику Пичугину
След Ивановской земли. Судьбы Героев Советского Союза
Два героя одной школы. Созвучье имён и подвигов