Память должна быть честной. Имя засекреченного сподвижника Рериха стало известным

Владимир Герасимов перед уходом на фронт/ Фото: Из личного архива

Так считает председатель общественной организации «Мемориал» в Муроме Александр МАСЛОВ. >

   
   

20 лет он занимается восстановлением белых пятен и возвращением доброго имени тем, кого когда-то незаслуженно опорочили. А это непростая и очень кропотливая работа.

- «АиФ-Владимир»: Александр Васильевич, как родилась идея создания именно «организации по реабилитации»?

- Александр Маслов: Когда стало возможным говорить о том, о чем раньше молчали и боялись делиться даже с самыми близкими людьми, стало известно много очень интересных фактов. Людям нужна была юридическая, общественная, да и просто моральная поддержка. Возникла идея создания общественной организации. Её назвали «Мемориал». Оказалось, что только в Муроме более полутысячи человек нуждаются в помощи по реабилитации, поиску сведений о родственниках и прочем. Одна за другой на свет стали появляться разные истории человеческих судеб. Материала набралось на десятки публикаций в местных и федеральных СМИ, 5 книг и 2 сборника документов. Вместе со специалистами мы выиграли 28 судебных дел по защите прав реабилитированных. Вернули два жилых дома, которые в свое время отобрали у их законных владельцев. И за каждым из таких дел стоит своя горькая и незаслуженно опороченная судьба человека и всей фамилии.

В Муроме, в одном из первых городов, появился памятный знак «Жертвам политических репрессий».

В Иванове на месте памятника 40-летию Победы в ВОВ установят памятник Георгию Победоносцу >>>

Хранитель тайны Шамбалы

- «АиФ-Владимир»: Некоторые такие истории вышли за рамки частных?

- Александр Маслов: Да, например, история доктора РЯБИНИНА - сподвижника Николая РЕРИХА, спасшего его и многих участников Трансгималайской экспедиции в 1927-28 годах. Долгое время о Константине Николаевиче Рябинине (да и обо всем походе в поисках Шамбалы), было известно очень мало. А ведь он родился и похоронен в Муроме. Здесь он практиковал, работая в больницах и поликлиниках города. В селе Борисо-Глеб, близ Мурома, был обнаружен уникальный архив – с личными вещами и документами доктора, которые потом передали в Москву, в Международный Центр Рерихов. История доктора Рябинина хоть и своеобразна, но в духе того времени. Дважды он был осужден за дружбу и совместный поход в Гималаи вместе с Рерихами, которые эмигрировали из страны. Отсидел в лагерях в общей сложности более десятка лет только за то, что не назвал Рерихов шпионами и предателями. В том походе знания доктора помогли спасти от гибели многих людей в условиях суровой высокогорной зимы. Недавно стало известно, что муромский доктор лечил не только семью Рерихов, но и самого японского Императора. Интересно, что это не первая встреча доктора на уровне главы государства. В 1913 году Рябинин дважды был принят Российским Императором и получил от него награды за свою деятельность. В общем, весь исторический материал ценный и очень интересный. Эта работа была отмечена в Международном Центре Рериха. Меня наградили юбилейным знаком.

   
   

Вдовы дожили до 100 лет и сохранили верность погибшим мужьям >>>

 

Копия из архивов польского Красного Креста/ Фото: из личного архива

 

Жертвы лагерей

- «АиФ-Владимир»: Поисковые работы - сложное дело. Как вы с этим справляетесь? Кто помогает?

- Александр Маслов: Помощники бывают разные. Иногда нам помогают, иногда помогаем мы. Зинаиде Никитичне ПРОХОРОВОЙ потребовалась помощь в официальном признании ее участницей антифашистского подполья. Они вместе с матерью попали в фашистский плен и были отправлены на территорию Австрии, затем переведены в Чехословакию. Работали на фабрике, изготавливающей боевые снаряды. Рискуя жизнью, военнопленные совершали диверсии, высыпая порох из некоторых снарядов. Кто-то за это поплатился жизнью. Потом у Зинаиды завязались отношения с чешским подпольем. Она выполняла небольшие задания, добывала сведения. Когда пришла Советская армия и пленных освободили, то ей пришлось надолго «забыть» о своих геройствах на территории врага, ведь тогда всех пленных считали предателями. Только спустя десятилетия стало возможно называть вещи своими именами. Но документов и свидетелей уже не сохранилось. Мы помогли Зинаиде Никитичне в оформлении документов «участник антифашистского подполья».

 

 

Досье
Александр Васильевич Маслов родился в Меленковском районе. Педагог, историк. Работал заместителем директора местной школы. С 1994 года председатель комиссии по реабилитации, председатель общественной организации «Мемориал».

 

Как-то к нам обратился Николай Владимирович ЛАШЕНКОВ, родственник рядового Владимира Андреевича ГЕРАСИМОВА без вести пропавшего в Великую Отечественную войну. Долгое время о его судьбе никто ничего не знал. Пропал без вести – и всё. А где, при каких обстоятельствах – никаких сведений. Но когда рассекретили, обнародовали некоторые архивные документы, правнук погибшего воина, муромский школьник нашел сведения о своем прадеде в Интернете. Выяснилось, что он погиб в концентрационном лагере в Польше, возле города Торунь. Близким захотелось узнать, где конкретно захоронен их родственник и они обратились к нам. А мы в свою очередь попросили помощи у Центра Польской культуры. Через Консульство они сделали запрос в Бюро информации и розыска Польского Красного Креста и спустя некоторое время мы получили ответ со сведениями о возможном захоронении в братской могиле.

С Центром польской культуры у нас сложились очень плодотворные отношения. Его председатель – пани Кристина КОЧЕТОВА и ее коллеги стали своеобразными кураторами в поисковой работе муромских школьников.

Ко Дню Победы вдовы и родители защитников Отечества получат по три тысячи рублей >>>

 

Копия из архивов рейхсканцелярии Германии/ Фото: из личного архива

 

Нужный обмен

- «АиФ-Владимир»: Когда-то поисково-патриотическая работа была в каждой школе…

- Александр Маслов: Это очень нужное дело для патриотического воспитания детей и оно продолжается. Среди учащихся недавно объявили конкурс по нескольким номинациям. И вот, что выяснили ребята… В Меленковском районе есть село Ляхи. Это слово производное от «лях», устаревшего – поляк. Выяснилось, что и в Муромском районе захоронены десятки поляков тем или иным образом оказавшимися на Владимирщине и погибшие здесь. А ведь на родине их тоже помнят, ждут сведений. Дети нашли много интересных фактов, свидетельств, документов… Получился своеобразный обмен, который нужен обеим сторонам – российской и польской. Награждения номинантов проходили в школе №33, носящей имя героя Советского Союза Николая ГАСТЕЛЛО. Лучшие работы поощрили подарками от Центра польской культуры. Те, кто поработал в этом направлении лучше других, удостоились поездки в Польшу, которую организовало Польское Консульство. Такая экскурсия станет для школьников и наградой, и стимулом, и патриотическим уроком. Но главное, ребята почувствовали интерес к живой истории, к людям старшего поколения, к событиям, которые происходили рядом.

- «АиФ-Владимир»: Какие неотложные дела вас ещё ждут?

- Александр Маслов: Не хочу делать прогнозы и строить планы на будущее. Да это, наверное, и не главное. Главное, чтобы исчезали «белые пятна» из истории нашего города, области, страны, из судеб людей. И чтобы каждый человек имел возможность знать историческую правду или вернуть честное имя своих близких, если оно было незаслуженно опорочено. 

 

Смотрите также: